Наконец, центральная группа. (Вот видите, специфика все-таки угадывается). В центральной группе всё множество ответов разбилось на указание самого широкого диапазона нарушений прав человека: женщины, инвалиды, пенсионеры, военные, тюрьмы и прочее, то есть широкий «веер» они разложили. У них всего понемножку и этим они вынуждены заниматься, то есть они как бы расползаются, разбиваются.
Теперь что касается массового опроса. Мы собрали, и я думаю, что это хороший инструментарий для всех здесь присутствующих, его можно использовать, мы собрали всё это в виде анкеты для массового опроса населения. Из этой анкеты очень легко в хороших исследовательских руках сделать схему индивидуального или группового полустандартизированного интервью, гайд для фокус-группы или упрощенный массовый опросник, который все подряд будут раскладывать и можно будет использовать. Так что этот инструментарий я предлагаю к использованию.
Заканчивая, хочу сказать, что перспективами этих наших исследовательских групп мы видим все-таки выяснение, с одной стороны, понимания того, что происходит, прозрачность, с другой стороны, разработка тех технологий, которые могут эти мосты сделать крепче и долговечнее.
Спасибо большое.
Р.В.ЧЕРНЫЙ
Уважаемая Галина Леонидовна, у вас замечательный доклад. У меня по Северо-Западу как раз будет к вам вопрос.
Во-первых, региональная исследовательская группа, которая проблемами Северо-Запада занималась, ставила ли она перед собой задачу выявить причину, почему так сложилось, что не избран уполномоченный по правам человека, а если нет, то считаете ли вы, что с помощью тех инструментов, которые вы как бы дали, можно, действительно, выявить причины такой ситуации? Проблема ли это только чисто Законодательного Собрания или это более глубоко? Потому что рядом Швеция…
Г.Л.БАРДИЕР
Я поняла вопрос. Отвечаю.
Северо-западная группа – это у нас группа такая, анклавная. Мы туда входим, и вас мы туда приглашаем с удовольствием. Дело в том, что там разные территориальные вклады в эту группу, они отличаются между собой. Поэтому те проблемы, которые, скажем, в Мурманской области, они очень отличаются от Архангельской, и кардинально отличаются от Коми. Поэтому говорить о том, что все вместе они должны изучать, почему не идет…, а у них всех по-разному, где-то лучше, где-то хуже. Кроме того, это была как бы региональная специфика, а универсальные-то проблемы остаются. Поэтому я считаю, что тот инструментарий, который мы вводим на этом этапе, очень удачен. А дальше мы будем развивать это.
А.Ю.СУНГУРОВ
Можно комментарий к вопросу о специфике региональности?
Действительно, специфика есть, а в связи с тем, что Северо-западный регион был в числе пионеров по продвижению этого закона. Это 1996, 96, 97-й годы. И закон был принят в Петербурге, закон был принят в Архангельске, закон был принят депутатами в Мурманске, но губернатор наложил вето, и они не смогли его преодолеть. А дальше начался откат, может быть, пропорционально реформам. Северо-Запад шел впереди, а потом, как бы с точки зрения экономики, Поволжье реально оказалось успешнее, там полезные ископаемые и прочее. И там сейчас шесть или семь уполномоченных, начиная от Астрахани и почти до Казани, до Саратова, там в каждом месте, сплошная цепочка. А в Северо-западном регионе, там, в силу разных обстоятельств: в Архангельской области – там избрали и.о., потом его сняли, закон заморозили, неэффективно работающая комиссия работает; в Мурманской области так и не смогли преодолеть вето, а в Петербурге закон есть, было шесть попыток избрания уполномоченного, и не могут депутаты договориться. То есть в отличие от других регионов, где есть жесткая позиция губернатора «не пущать», здесь – ради Бога, Яковлев участвовал в нашей конференции, когда мы этот закон принимали, во главе сидел, приходил в Центр «Стратегия», у нас депутаты не могут договориться. Нестерову, одному из наиболее успешных кандидатах, не говорю, что идеальному уполномоченному, но одному из наиболее успешных претендентов не хватило одного голоса, причем голос был со стороны либералов, которые не могли простить, что Нестеров не снял свою кандидатуру в 1993 году, когда избрали Невзорова. Но если бы ему простили, у нас был бы уполномоченный, а так как либерал не простил, у нас нет до сих пор уполномоченного. Он говорит: и никогда не прощу, покуда он не извинится. А Нестеров говорит: мне не за что извиняться! Вот это специфика Петербурга. Поэтому избрали уполномоченного пока только в Калининградской области, где совпал ряд обстоятельств очень любопытных. Там закон о доступе к правительственной информации, сейчас есть шанс, что его там примут, именно в Калининградской области.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.