Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 56

Я думаю, что на философском факультете можно было бы подготовить, тем более что существует острая необходимость. Везде есть представительства по правам человека, у них аппарат, они должны быть знающими людьми. А где же они получат эти знания? Вероятно, нам надо с философского факультета начинать. Этот документ уже имеется у ректора, послезавтра передадим декану, и я думаю, что вопрос будет решен.

Н.М.ГИРЕНКО

Я тоже приветствую идею создания, что нужно обучение по такой специальности. Только у меня возникает вопрос: если такая специальность будет, где она будет применяться? Я понимаю – в Петербурге, в Москве. Я почему говорю? Потому что, господин Дубровский не даст соврать, посетили мы с тематикой, достаточно близкой к правам человека, многие районы Северо-Запада от Карелии до Пскова и так далее. 

И я целиком согласен, что попытка любая начать впрямую преподавание, даже заикнуться про права человека или заикаться про юридический какой-то момент, я имею в виду органы МВД, учителя, гуманитарная интеллигенция, административные работники – они все очень умные, любая попытка так начать заведомо обречена на неудачу. Но, с другой стороны, когда в результате обучения даже двухдневного, вдруг эти люди начинают осознавать необходимость прийти к тому, что коллеги говорили здесь раньше, что нужно знать Конституцию. Зачем? Им она ни к чему. А, оказывается, надо. Оказывается, необходимо знать юридические нормы для учителей. Оказывается, органы МВД не совсем знакомы с той законодательной базой, на которую, по идее, они должны опираться.

Поэтому мне кажется несомненным, что такие центры, как организуется, они необходимы. И они должны, помимо исследовательских программ заниматься тем, чем занимается ряд общественных организаций, Европейский университет, по-моему, и «Стратегия» тоже занимается, - просветительскими программами. Просветительскими программами, направленными не на преподавание прав человека, а направленными на необходимость знания определенных юридических норм, направленных на то, чтобы подтолкнуть людей к необходимости знания и прав человека, и Декларации прав человека, и конвенций, о которых мы говорили, международных договоров, уж я не говорю о Конституции.

Д.В.ДУБРОВСКИЙ

Я хочу сказать, что, несмотря на нашу глубокую и врожденную подозрительность по отношению к государству, тем не менее, существуют некоторые формальные причины думать, что есть некоторые такие департаменты в различных ветвях государственного аппарата, через которые можно было бы этот вопрос – именно образование государственных чиновников по правам человека – перевести из плоскости нашей инициативы в плоскость некой государственной задачи. Я имею в виду по крайней мере два министерства.

Первое – это Министерство образования, безусловно, в которое, в принципе, я думаю, можно отправить наши предложения для разработки специальных курсов и программ, которые должны быть на столе не только в плане профессионального переобучения, но и в плане специальных образовательных программ, может быть, не специальности как таковой для начала, а просто дополнительной программы.

И второе – как ни странно, в Министерстве иностранных дел существует департамент под названием – международного сотрудничества и прав человека. И, вообще говоря, я думаю, что вопросы, связанные с использованием международного права и международных норм в российском законодательстве, в российской практике можно тоже с ними обсуждать.

А.Ю.СУНГУРОВ

Их представитель был у нас, когда мы создавали закон об уполномоченном.

И.И.ВОРОНЦОВ

Спасибо большое за комментарий. Я хотел бы кратко сказать.

Во-первых, то, что Александр Юрьевич совершенно справедливо заметил, что в России существует определенное культурное отторжение, у нас свои традиции. Те программы, которые существуют в других странах, они тоже не настолько глупы, не просто идет чисто международное право, это, в лучшем случае, 50-60 процентов объема, дальше это политические науки, социальные науки, психология и дальше, простите, коммуникация. То есть да, это вопрос языка. В России говорят не о правах человека, а о справедливости. Мы должны говорить с людьми о справедливости. В России принято говорить о наших русских духовных ценностях, то есть об этом можно говорить. Это переводится на национальный язык. И плюс практика, конечно. Это первое.