Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 108

В ООН подчеркивают, что единственная возможность добиться всеобщей и эффективной защиты прав человека - это постоянные, основанные на знании требования самих людей. Образование наделяет их силой и позволяет добиваться своих прав. И в долгосрочном плане образование в области прав человека - жизненно необходимое условие предотвращения нарушений прав человека и важнейший вклад в формирование справедливого общества, в котором будут ценить и уважать права каждого. Не случайно в документах Всемирной конференции против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, прошедшей в ЮАР в сентябре 2001 г., образование в области прав человека отмечено как один из основных долгосрочных факторов предотвращения расизма и расовой дискриминации.

Основой для развития международного сотрудничества и укрепления национального потенциала в этой области послужила статься 26 Всеобщей декларации прав человека, в которой говорится, что "образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и на рост уважения к правам человека и основным свободам. В дальнейшем это положение было отражено в целом ряде юридически обязательных международных правозащитных документов. Например, статья  13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закрепляет, помимо прочего, что "образование должно способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе ООН по поддержанию мира". В статье 7 Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации говорится, что "государства-участники обязуются принять немедленные эффективные меры в области преподавания, воспитания, культуры и информации с целью борьбы с предрассудками, ведущими к расовой дискриминации, поощрения взаимопонимания, терпимости и дружбы между нациями, а также популяризации целей и принципов Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека и настоящей Конвенции". Аналогичные положения содержатся в Конвенции по правам ребенка. Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и других международных соглашениях.

В связи с тем, что разрыв между принимаемым количеством нормативных документов по правам человека и уровнем информированности о них населения становился все ощутимее, с конца 80-х гг. в ООН стали предприниматься конкретные меры по развитию образования в области прав человека.

В 1988 году резолюцией Генассамблеи ООН была провозглашена Всемирная кампания по общественной информации в области прав человека. В 1993 году в ходе Всемирной конференции по правам человека в Вене, которая стала эпохальным событием в деле укрепления международного сотрудничества в правозащитной сфере, этому вопросу было уделено отдельное внимание. В результате в Венскую Декларацию и Программу действий были включены специальные положения, в которых, в частности, зафиксировано следующее:

- Подтверждается обязательство государств обеспечивать, чтобы образование было направлено на укрепление прав человека и основных свобод,

- Признается важность введения образования в области прав человека в национальные образовательные программы,

- Признается необходимость оказания содействия странам в этой области со стороны ООН (в основном за счет предоставления технического содействия и консультативных услуг),

- Указывается на необходимость разработки специальных программ в этой сфере;

- Отмечается, что образование в области прав человека должно включать привитие знаний о поддержании мира, демократии, развития и социальной справедливости,

- Предлагается    рассмотреть    возможность    провозглашения Международного десятилетия образования в области прав человека.

Следует также отметить, что в 1993 году Генассамблеей были утверждены  Принципы,  касающиеся  статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека, которые сейчас известны как "Парижские принципы".