Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 91

Конечно, говорить со студентами о правах человека должен преподаватель, уважающий свои права и права окружающих (особенно студентов). Лицемерное преподнесение сведений о правах человека порождает неуважение к ним.

Здесь представлено только несколько примеров рассмотрения вопросов о правах человека в курсе теории государства и права. Более подробно эти вопросы следовало бы обсудить на какой-либо конференции (может быть виртуальной) между преподавателями теории государства и права.

Д.А.Манаков, Кемерово               

      Основные проблемы преподавания прав человека в медицинском   ВУЗе.

Проблемы, с которыми сталкивается преподавание прав человека в медицинском ВУЗе возможно разделить на две большие группы. Первая группа проблем характерна для всех высших учебных заведений России, и касается определённой неготовности большей части населения России к восприятию концепции и конкретного содержания, прав человека. В сфере образования, в том числе и медицинского эта неготовность, предстаёт, во-первых, как нежелание значительной части управленческого аппарата  «усложнять себе жизнь лишними проблемами», введением нового курса, его методическим обеспечением, и, возможно, подсознательно опасающихся большей правовой грамотности населения. Не секрет, что именно незнание своих прав и собственных законов российскими гражданами является одной из причин их правовой незащищённости.       

Во-вторых, приходится вести речь о неготовности преподавательского состава к введению этой дисциплины. Причём эта неготовность, также включает в себя два аспекта:

1. Во многих медицинских вузах отсутствуют специалисты, подготовленные и  способные преподавать курс «Права человека». Долгое время вопросы связанные с решением проблем защиты прав человека в сфере здравоохранения рассматривались, как небольшой фрагмент в рамках курса «Организация здравоохранения» и в рамках «воспитательной» работы , причём акцент делался на аспектах «социальной справедливости», «социалистической законности» и даже «идеологической борьбы», но никак не в рамках концепции «Прав человека», которая воспринималась скорее, как «идеологическое оружие врага».

В последние годы вопросы медицинской этики вынесены в отдельный предмет, который носил название то «Деонтология», то «Медицинская этика», то «Биоэтика». В 2001 году рекомендовано передать предмет «Биоэтика» с гуманитарных кафедр и кафедр философии на специальные кафедры.

Это решение имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны медикам-профессионалам проще разобраться в особенностях различных состояний больных, особенностях лечения вызывающих этические проблемы, тонкостях медицинской терминологии. Однако, с другой стороны создаётся опасность «профессионализации» сложных морально этических вопросов, напрямую связанных с проблематикой прав человека. Так в современной российской медицине имеются конкретные критерии смерти человека, на плод до определённого момента вовсе не распространяется право на жизнь, запрещена не только активная, но и пассивная эвтаназия. В то же время, для современной философии, биоэтики, в общемировом смысле этого понятия, теории и права прав человека все эти вопросы не являются решёнными. Но и у философов нет единой концепции философии права и философии, прав человека, отвечающей современному уровню развития философии.

Наконец около трёх лет назад в медицинских вузах была введена дисциплина «Правоведение». В ней предусматривается рассмотрение вопросов обеспечения прав человека в медицинской сфере. Однако эта дисциплина рассчитана на один семестр, не предусматривает экзамена и вопросам обеспечения прав человека в программе уделяется очень не много места. Кроме того, по пальцам можно пересчитать учебные заведения, где готовят специалистов по медицинскому праву. Наконец на многих юридических факультетах также отсутствует отдельная дисциплина «Право прав человека».

Ещё хуже положение с преподаванием «Гуманитарного права», поскольку его незначительные моменты включены лишь в курс «Биоэтики» и в программу обучения на военных кафедрах, обучение на которых теперь является добровольным.