Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 100

И все же проблемы борьбы за правовое равноправие остаются. Например, участники Международной конференции "Российские женщины в XXI веке: равноправие и партнерство", проходившей в июне 2002года в  Москве  в заключительном  Заявлении не случайно выражали  обеспокоенность в связи с неполным исполнением в Российской Федерации обязательств, принятых на себя при вступлении в Совет Европы, в сфере обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин  и просили  Президента Российской Федерации, как гаранта конституционных прав граждан Российской Федерации, взять под свой личный контроль реализацию части 3 статьи 19 Конституции Российской Федерации, которая требует разработки и внедрения в жизнь целостной государственной гендерной стратегии, базирующейся на реальных механизмах по укреплению принципа равенства полов и способствующей постепенному поступательному и системному созданию гендерного баланса в российском обществе и государстве. достижения гендерного равенства.

Участники форума были полны решимости  добиваться полного уважения прав женщин Российской Федерации на основе соблюдения Конституции Российской Федерации, принципов и норм международного права, международных стандартов, которые, в частности, отражены в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, и других международных соглашениях и предлагали, в частности  разрабатывать и внедрять в детских дошкольных учреждениях, школах и высших учебных заведениях программы гендерного образования и воспитания детей и молодежи с целью разъяснения конституционных принципов равноправия мужчин и женщин. И было бы весьма плодотворно, хотя и достаточно сложно на данном этапе, использовать ресурсы курса “Отечественная история” и спецкурсов исторической гендерной тематики.

В. В.Луховицкий, Москва

Спецкурс «Права человека» для педагогических вузов.

1. Почему необходим специальный учебный предмет «Права человека» именно в педагогическом вузе?

Во-первых, воспитание школьников в духе идей прав человека, защита прав учащихся является одной из важнейших задач любого учителя, независимо от его специальности. Во-вторых, уже несколько лет назад возникла потребность в преподавателях, которые сумеют грамотно, с использованием современных педагогических технологий преподавать детям основы прав человека – не столь важно, в рамках «Обществознания», «Граждановедения», «Правоведения» или какого-то самостоятельного специального курса. В начале 90-х годов таких курсов просто не существовало; сейчас, если учитель захочет говорить с детьми о правах человека, то он сумеет найти материал хотя бы для первого знакомства с темой. С середины 90-х годов и институты повышения квалификации, и педагогические вузы, и правозащитные и просветительские организации провели огромное количество всевозможных семинаров, курсов, тренингов для учителей истории. Но переучивать школьных преподавателей – дело очень сложное, и результат бывает обычно невелик. Не отрицая важности переподготовки, мы убеждены, что необходимо обучать молодых людей - будущих педагогов, которым гораздо легче воспринять новые идеи и методики.

В-третьих, существующие сейчас во многих педагогических вузах курсы «Правоведение», «Основы права» не дают студентам достаточных знаний о правах человека и тем более методике преподавания прав человека в школе.

2. Молодежный центр прав человека – общественная организация, специализирующаяся на преподавании и пропаганде прав человека. Центр учрежден Московским «Мемориалом» в 1992 году. Начав с создания курса «Права человека»[16] для школьников, сотрудники Центра достаточно быстро пришли к идее обучения учителей, а с 2001 года считают работу со студентами приоритетным направлением деятельности. Мы провели в Московском областном педагогическом университете первый цикл пробных занятий, показавших, что интерес студентов самых разных факультетов к тематике прав человека достаточно высок. В 2002 году началось преподавание в Молодежной школе прав человека. Слушатели – студенты разных вузов Москвы – помимо изучения теоретического курса, прошли стажировку в правозащитных организациях и работают теперь волонтерами в Молодежном центре прав человека.