Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 84

Таким образом, Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса является комплексным механизмом по реализации и защите прав человека в вузе.

Ю.В.Антюхов, Орел

Преподавание прав человека в вузах России и его специфика.

1.  Преподавание прав человека в вузе – чрезвычайно важный компонент современного высшего образования. Обучая правам человека, следует широко использовать международные документы и стандарты, подходы, которые выработало мировое сообщество, и которые стали частью не только мировой практики, но и национальной.

2.  Преподавание прав человека следует вести не только на факультетах, имеющих специальный юридический профиль образования, но оно должно стать обязательной составляющей общей подготовки специалистов в рамках высшего образования.

3.  Введение в программу специального курса по обучению правам человека в вузах, если он есть, недостаточно для изучения дисциплины. Или одной теоретической подготовки в области прав человека недостаточно для овладения предметом. Большое внимание следует уделять деятельности местных и межрегиональных ПЗО по защите прав человека.

4.  Преподаватели должны овладеть открытыми технологиями образования, которые соответствуют ценностям и методологии прав человека, и постоянно их использовать, при чем не только при преподавании специальных курсов посвященным правам человека.

5.  Специальные курсы по правам человека в вузе следует дополнять другими соответствующими курсами, которые затрагивают проблематику прав человека и направлены на передачу необходимых знаний, умений и ценностей, связанных с правами человека, например, дисциплины по профессиональной этике, культуре мира – конфликтологии, и другим дисциплинам, таким как государственные институты защиты прав человека и другие.

6.  Преподавание прав человека в вузах следует дополнять соответствующими учебными и внеучебными практиками. Например, создание должности уполномоченного по правам человека на курсе, факультете, институте, организация работы конфликтологической службы, обучение посредников и их деятельность в вузе, написание положений, уставов курсов, групп, института, которые будут в дальнейшем руководством к действию и многое другое.

7.  Создание институциональных условий в вузе, которые бы соответствовали условиям реализации прав человека, которые существенно дополнят образовательную деятельность.  Создание структур самоуправления, которые позволили бы всем участникам образовательного процесса принять участие в принятии важных решений, которые касаются учебного учреждения.

С.А. Денисов, Тюмень

Права человека в современной России и проблемы преподавания соответствующего курса в высших учебных заведениях

Преподавателей вузов часто обвиняют в том, что учебные курсы отрываются от потребностей практики. Чтобы этого не происходило при преподавании курса «Права человека», необходимо учитывать положение с правами человека в современной России и потребности текущего этапа общественного развития.

1. Необходимо ясно отдавать себе отчет и доводить эту мысль до студентов, что период демократического подъема в России закончен. Страна вошла в этап реставрации традиционных для России восточных ценностей. Последние, обладают явно этатистскими чертами. Человек, его права ставятся в восточных обществах на второе место после таких ценностей как государство, устанавливаемый государством порядок.

В этих условиях обеспечение прав человека в обществе превращается в борьбу за эти права. Бороться за права человека приходится с государством (его аппаратом), со значительной частью общества, неуважительно относящейся к этим правам, с преступными группировками, систематически посягающими на эти права.