Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 112

Конституция России закрепила, что человек, его права и свободы - это основной ориентир эффективности функционирования всего государства и его властных структур, причём защита прав граждан - это одна из основных конституционных обязанностей государства. Однако правоприменительная практика показывает, что государственные органы не в состоянии справиться с данной обязанностью, поэтому ситуация с обеспечением прав человека в России на практике остаётся достаточно сложной. Проведённые в данной сфере исследования показывают необходимость преподавания специального курса по правам человека, с целью формирования фундаментальных знаний у студентов-юристов, которые как в правовой, так и обыденной жизни будут не только реализовывать свои права и свободы, но и уважать и защищать права других лиц.

Тема прав человека возникает и в повседневной жизни, касаясь каждого человека. Где начинаются и где заканчиваются эти права, в частности, право на жизнь? (Проблема смертной казни, проблема эвтаназии, абортов и др.). Где граница между групповыми и индивидуальными правами? Защищая права представителей меньшинств, не ущемляем ли мы права других людей? Ответы на эти и иные, близкие к ним вопросы можно получить только на основе объединения усилий представителей разных наук - юриспруденции, философии, политологии, биологии, международных отношений и т.д. Однако в современной России они пока не являются темой обсуждения в научных кругах и в университетах. Нет у нас пока и кафедр и специализаций в этом направлении, хотя курсы на эту тему читаются в ряде университетов.

Четыре года назад, в рамках года прав человека в РФ, Московской школой прав человека была подготовлена и проведена Всероссийская научно-методическая конференция по преподаванию прав человека, в ходе которой были подготовлены важные Рекомендации, состоящие из таких разделов, как: 1. Организационно-правовое обеспечение, 2. Воспитание и образование в области прав человека. 3. Просвещение населения и распространение информации по правам человека. 4. Международное сотрудничество. К сожалению, большинство из этих рекомендаций реализованы.

Предмет "Права человека" остаются пока вне внимания не только у руководителей государственной системы образования, но среди большей части академического сообщества российских университетов. Существующий уже опыт преподавания прав человека не стал пока предметом серьезного анализа. Отсутствуют или крайне слабо также конструктивное взаимодействие между академическим сообществом и активистами неправительственных правозащитных организаций, многие из которых прошли серьезные международные программы по преподаванию прав человека, но пока не востребованы в российских университетах.

На федеральном уровне развитие образования в области прав человека стало одной из основных задач Общественного экспертного совета по гражданскому образованию и образованию в области прав человека при Комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ. В состав Экспертного совета из 11 чел. вошли представители Москвы, СПб, Красноярска и Самары, на четырех заседаниях Совета, состоявшихся в первой половине 2003 г. участвовало около 50 специалистов в области гражданского образования и образования в области прав человека из различных общественных и государственных организаций.

Среди основных направлений деятельности Экспертного совета:

-  анализ и систематизация имеющихся проектов и инициатив в области гражданского образования и образования в области прав человека;

-  анализ имеющегося опыта государственной поддержки и развития этих форм образования;

-  разработка федеральной целевой программы гражданского образования, включая правовое просвещение и образование в области прав человека;

-  подготовка рекомендаций для Министерства образования РФ и других структур исполнительной власти.

-  развитие системы преподавания прав человека в российских вузах, включая создание кафедр прав человека.

Подробнее о работе Экспертного совета см. веб-страницу Экспертного совета на сайте www.strategy-spb.ru