Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 90

Для реализации каких-то целей посредством позитивного права общая теория права выработала специальные правовые конструкции, состоящие из системы норм права. Правила юридической техники требуют подкреплять управомочивающую норму нормами, обеспечивающими процессуальный порядок их реализации, а так же обязывающими и запрещающими нормами. Если человек наделен правом, то государственные органы и должностные лица должны нести обязанность не посягать на это право или даже обеспечить своими действиями его реализацию. Обязанность и запрет должны подкрепляться действенной санкцией за их нарушение. Юридическая практика, нацеленная на саботаж прав человека, выработала устойчиво действующие правила разрушения описанной конструкции. Праву человека может быть не корреспондирована обязанность должностных лиц и органов государства действовать в пользу управомоченного. Например, гражданин, согласно ст. 32 и 29 Конституции имеет право участвовать в управлении государственными делами и получать от должностных лиц информацию об их работе. Но должностные лица не наделяются обязанностью выдавать гражданину достоверную информацию о своей деятельности. Более того, они обрушивают через подконтрольные им средства массовой информации вал искаженной информации, носящей характер политической рекламы. Эффективной ответственности за отказ в предоставлении информации или предоставление искаженной информации нет. Наоборот, за заслуги в манипулировании общественным мнением иные должностные лица получают награды и повышения по службе. В теории государства и права выделяют содержание субъективного права, которое состоит из правомочий, права требования и правопритязания. В описываемом случае субъекту предоставляется урезанное субъективное право, сводящееся к правомочию. Осуществление права требовать от должностного лица достоверную информацию, затруднено. Гражданин может подать в суд на должностное лицо и осуществить свои правопритязания. Но процесс судебной защиты чрезвычайно затруднен. В результате большинство граждан вынуждено смириться с нарушением своих прав.

7. Диалектико-материалистический подход к исследованию правовой жизни и преподаванию учебного курса предполагает не ограничиваться сбором и передачей информации о том, какие существуют механизмы защиты прав человека. Надо критически оценивать работу этих механизмов, предлагать меры по их совершенствованию. Студенты должны иметь четкое представление о программе развития гражданского общества в России, программе развития государственных механизмов на ближайшее и отдаленное будущее в связи с обеспечением прав человека в стране.

В курсе теории государства и права предлагается изучать не только механизм реализации норм права, но и механизм нейтрализации (блокирования) этих норм, включающий как объективные, так и субъективные факторы, в том числе умышленные действия чиновников государственного аппарата на саботирование реализации прав человека и гражданина.

При исследовании данного механизма нейтрализации норм, закрепляющих права человека, необходимо показывать, что государственный аппарат может создавать препятствия в реализации их как путем действия, так и бездействия. К бездействию можно отнести, например, отказ поддерживать образовательные  программы, направленные на знакомство школьников с правами человека.

8. Преодолеть разрыв между теорией и практикой в преподавании вопросов прав человека возможно путем обращения внимания студентов на типичные нарушения этих прав в российском обществе. Здесь можно использовать отчеты о соблюдении прав человека в России Уполномоченным по правам человека РФ и региона, сведения, предоставляемые международными и российскими неправительственными правозащитными организациями, опыт правовой жизни самих студентов, особенно, если это студенты заочники. Всячески следует поощрять практическую работу студентов в правозащитных организациями, особенно при написании дипломов в период преддипломной практики.