Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 105

Важнейшей целью гражданского образования является не только сообщение обучающимся взрослым новой порции профессиональной информации, но прежде всего – формирование гражданской компетентности личности, что в свою очередь предполагает знание своих прав и умение ими пользоваться.

Полезный опыт работы в данной сфере накоплен в Сибири. В течение ряда лет действует система гражданского образования взрослых, объединяющая несколько субъектов РФ. Создана такая система была по инициативе и при непосредственным руководстве (концептуальном, методическом, организационном) Красноярской региональной организации общества «Знание» (руководитель организации, автор и координатор проекта Г.А.Овчинников). Опыт создания системы гражданского образования взрослых в Сибири основан на предварительно разработанной Концепции гражданского образования в регионе и соответствующей методической и правовой базе[18].

Такая работа нуждается не только в финансовой помощи и правовой поддержке со стороны государства. Существует еще одна проблема, касающаяся научно-методической поддержки различных форм гражданского образования со стороны научных и образовательных государственных  и негосударственных учреждений, в том числе и общественных организаций, занимающихся непосредственной защитой прав человека. Причем сотрудничество центров гражданского образования с научно-образовательными учреждениями может стать позитивным двусторонним, одинаково полезным и центрам (обогащение новыми педагогическими и андрагогическими методиками, новыми научным разработками и т.д.), и учебным заведениям (возможность апробирования методик, научных программ, формы непосредственного влияния на социальные процессы в регионе и стране).

Проблема прав человека является интегрирующим стержнем, на основе которого возможно создание действительно творческого союза многих людей для развития гражданского общества, в котором человек и его права станут высшей ценностью.

Бойченко Л.Д, Петрозаводск.

Чтение лекций по правам человека и деятельность комиссий: по помилованию, по правам человека, по вопросам улучшения положения женщин, по делам несовершеннолетних, в Республике Карелия.

Необходимость получения знаний о правах человека сегодня никто не ставит под сомнение, хотя далеко не во всех учебных заведениях читают курсы по правам человека. Иногда тема курсов «сужается» до отдельных отраслей права –  «Семейное право», «Право на труд» или отдельных направлений - «Права женщин», «Права детей», что так же имеет целесообразность и является актуальным в каждом конкретном случае.

Чем лучше будут подготовлены в области прав человека наши учащиеся и студенты, тем быстрее мы сможем построить правовое общество, тем более, что вышеназванные категории на 2002 год составляли 8,7% от общей численности трудовых ресурсов нашей Республики.

В Карелии уже около 10 лет осуществляется чтение спецкурсов и отдельных лекций по правам человека в различных учебных заведениях – от школы до ВУЗов и различных курсов повышения квалификации. Однако, этот процесс пока  нельзя назвать комплексным и системным, что и хотелось бы предложить для реализации в будущем, учитывая практические наработки  комиссий: по помилованию, по правам человека, по вопросам улучшения положения женщин, по делам несовершеннолетних, в Республике Карелия. Каждая из названных комиссий имеет свою историю создания и специфику деятельности, но общим для всех является обязательное соблюдение прав человека, распространение  знаний об этом и предложение конкретных путей контроля и соблюдения прав человека в Республике Карелия. В состав каждой комиссии входят как члены правительства Республики Карелия, ведущие специалисты так и представители общественных, неправительственных и религиозных организаций. Например, в  плане работы Комиссии по вопросам улучшения положения женщин в Республике Карелия,  значится вопрос « О соблюдении трудовых прав женщин в Республике Карелия». При участии членов данной комиссии разработана Республиканская целевая программа «Женщины Карелии на 2000-2005 гг.».