Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 11

Пожалуйста.

И.Ю.Козлихин

 О правах человека с позиции университетского профессора

Я, коллеги, вообще не практик и сторонюсь практики. Я люблю тихую квартиру, кофе. Поэтому несколько иначе на эту проблему посмотрю. Хотя со многим, что сейчас было сказано, я согласен.

Два замечания. То, что я говорить не собирался изначально, но по ходу дела.

Что касается прав человека, что это такое. Ответа не будет никогда. Жизнь течет и все меняется. Если помните, у нас всегда ругали американцев, отцов-основателей, что они нехорошие, не демократы, народ не любили, потом народ восстал и появились первые десять поправок к конституции, народ добился своего, наконец: право носить оружие и так далее. Совсем не так. Речь об этом шла на Конвенте в Филадельфии, и Мэдисон говорил: коллеги, если мы начнем записывать права человека, кто-то может подумать, что список их исчерпывающий, этого делать нельзя. И все решили: да, ребята, нельзя. Потом, когда в самом деле обсуждение началось, спросили, а где же права? И тот же Мэдисон взял ручку и написал первые 10 поправок к конституции, тогдашней. 17-й век! И две последние статьи, заметьте: все, что здесь не записано, принадлежит народу США и Штатам, то есть список открыт.

Теперь многие годы прошли. Есть эти поправки к конституции, их мало, но есть вот такой том интерпретаций конституции США. Жизнь течет. Поэтому очень трудно дать определение. Лично я не берусь дать перечень какой-то.

И последнее замечание, что касается достоинства человеческого. Это штука тоже весьма опасная. Конечно, право связано с достоинством, несомненно. Это старая, добрая либеральная традиция европейская. У нас другая традиция. Вот я давно замечаю, что слова одни и те же, а по-разному понимаются. Поэтому путаница. Как шизофреники говорят: ну все, убедил, а на самом деле – нет, не убедил, совсем иначе понимается. Так вот, в либеральной традиции достоинство как понимается? Если упростить Канта, я уважаю твое отличие от себя и готов признать ценность тебя,  твоих интересов, поэтому я тебя уважаю. В традиции коллективистской: я тебя уважаю потому, что ты такой, как я. Если ты не такой, как я, я тебя не уважаю и не люблю. Помните нашу историю? Исключили из пионеров. Мы лишаем тебя достоинства, и вплоть до лишения гражданства. Весь советский народ тебя не любит, мы лишаем тебя твоего достоинства. Тоже достоинство, но иначе понимаемое, не правовой вариант.

А теперь то, что я изначально хотел сказать, продолжая то, что сказал сейчас Игорь Валерьевич.

В нашей традиции, что нас в крайности бросает: то мы к государству обращаем все взоры – господи, спаси нас, батюшка, то мы его ненавидим, бросаем бомбы. Такова вся наша история. И вообще воспринимается, как по Ломоносову: ежели где убыло, то там прибыло, если власти прибыло, у нас прав убыло, если у нас прибыло, там убыло. Поэтому, чтобы было нам хорошо и много, вообще растоптать эту гадость нужно, чтобы ее не было.

«Левиафан» гоббсовский уничтожить, чтобы кровь брызнула. Поэтому у нас масса проблем и в сознании возникает. Сознание, а потом… Прав Булгаков: здесь у нас все кризисы.

Поэтому хочу немножко власть реабилитировать. То, что вы сказали, совершенно правильно: государство – да, но главное – это человек. Человек зол, эгоистичен, скверен, поган, очень нехороший изначально. Природа у нас звериная. И поэтому нужно защищать людей друг от друга. Мы друг друга не любим, но не можем жить вне общества. И поэтому у власти и права много функций, но, самое главное, она обеспечивает более-менее сносное проживание. Вот их предназначение.

А что касается власти – это те же люди, которые присвоили себе право или получили право управлять другими, властвовать над другими. Вот самая главная проблема.

И здесь вот еще какой момент. У нас принято как-то себя отделять: либо мы европейцы до мозга костей (французы, немцы и мы), либо у нас страшно всё особенное и такое необыкновенное. Мы, конечно, особенные, как все остальные (как французы, малазийцы, куала-лумпурцы, Папуа-Новая Гвинея и т.д.), и в то же время есть общие тенденции, которые действуют везде, которые, кстати говоря, действуют и у нас, правда, немножко так хаотично, потому что у нас какой-то временнóй хаос случился, а Европа медленнее и спокойнее развивалась. Там в самом деле видно, как и что происходит.