То же самое, допустим, с пуштунами в Афганистане. Там война есть единственно возможная мужская профессия. Скотоводством занимаются подростки и старики, женщины занимаются собирательством. Что с этим делать?
А.Ю.СУНГУРОВ
Спасибо.
Комментарий понятен, проблема ясна. Мы эту тему еще, бесспорно, будем много обсуждать.
Следующее наше запланированное выступление – Николай Михайлович Гиренко. Как раз, я думаю, он продолжит эту тему, потому что, кроме того, что он научный сотрудник, он председатель комиссии по правам национальных меньшинств Санкт-Петербургского Союза ученых.
Вообще я бы с большим удовольствием послушал прекрасную дискуссию, которая развернулась. И прошу заранее простить меня за некоторую хаотичность.
В значительной степени, и вы, наверное, поймете меня, я присоединился бы к Игорю Юрьевичу в плане оптимистичного настроя, так сказать, что, в конце концов, все устаканится и все устоится. Я бы так это сформулировал, и что сейчас идет в этом направлении развитие.
С другой стороны, я еще присоединился бы к такому моменту, что, пожалуй, очень часто в дискуссиях о правах человека забывают как раз тот маленький, существенный компонент, который называется общество, общественные системы, но который, в общем, не сводится к государственной структуре, не сводится к правовому законодательству, каким-то правовым нормам. Это более широкое понятие. И понятие, я бы сказал, не философское, а вполне конкретное, которое можно сформулировать. То есть имеется в виду именно взаимоотношения людей, вне зависимости от того, по какому поводу, каким-то образом оформленные в институты, которые имеют разный уровень иерархии, начиная от семьи, кончая современными глобальными системами.
Это принципиально важно, насколько я понимаю, понимать, и для эволюции права, и для эволюции возникновения идеи прав человека в фундаментальной части, по крайней мере, и для понимания того, что уже сейчас звучало, что да, конечно, законы могут быть вредными, и установления могут быть вредными, обычаи могут быть вредными с чьей-то точки зрения для кого-то, но, в конечном итоге, их воплощают в жизнь конкретные люди как представители каких-то структур, или просто как конкретные люди, как жители конкретные отдельной системы. И, никуда не денешься, они обязаны в этой социальной системе существовать.
Собственно, альтернатива для того, что мы бы назвали общественной системой, это быть или исчезнуть. На самом деле развивается именно вот эта структура, на которую мало обращают внимания. Для любого человека, где бы он ни жил, он всегда живет в каком-то обществе, в какой-то общественной системе, и на самом деле он является компонентом этой самой штуки. Вне ее он никто, ничто и вообще не человек, если уж на то пошло. И люди борются за то, чтобы это общество выжило. Какими путями, в каких исторических условиях, экономических и так далее и тому подобное – это уже вопрос, что называется, от лукавого, потому как где родился – там и пригодился, что называется, и ничего мы здесь не придумаем.
В этом смысле я совершенно согласен с тем тезисом, что исчерпывающее определение прав человека, что же это такое вот в такой формулировке, оно никогда не будет создано, хотя, мне кажется, текст, который создал Александр Юрьевич Сунгуров, это прекрасный совершенно текст, как первая заготовка к многотомному изданию на тему, что такое права человека и что с ними делать. Вполне такой план-проспект, я бы сказал.
Я бы хотел обратить внимание на точку отсчета, которую я сейчас вывел. Рассуждаем мы от человека, что вполне понятно, рассуждаем на тему «человек и структура», «человек и закон». А на самом деле ведь вопрос стоит: быть обществу или не быть обществу, и что это общество может существовать только тогда, когда люди взаимодействуют друг с другом. Не взаимодействуют – ничего не получается.
Давайте возьмем моральный вроде бы тезис, тут говорили, что это в основном 10 заповедей. Давайте перевернем и сделаем обратную норму, введем закон: давайте будем друг друга убивать. Что получится? Давайте будем друг у друга воровать, как норма. Что получится?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.