Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 62

Какие у нас сейчас есть консультативные, рекомендательные, общественные, экспертные структуры при государственных органах? Государственные органы от президента и особенно прокуратуры очень настаивают, что главная их функция – это они защищают права человека. Губернаторы у нас главные защитники прав человека. Президент главный защитник. И при них существуют различные многочисленные консультативные структуры, в том числе по правам человека. Хоть это и длинно, но я перечислю. Это комиссия по правам человека при Президенте, комиссия по правам человека при главах администраций субъектов Федерации и есть даже в Ленинградской области уполномоченный по правам человека Ленинградской области, но у него точно такой же статус: он по постановлению главы администрации при правительстве. Кстати, он работает намного хуже вас, хотя у него точно такие же права, как у вас. Вот, например, в Иваново. Эта тенденция нарастает.

Субъект Федерации чуть не такую же процедуру, как при выборах уполномоченного проводит, на определенный срок, постановлением. Предлагает состав комиссии именно глава администрации, но утверждается все постановлением, то есть нормативным актом. Положение утверждается нормативным актом, постановлением высшего представительного органа субъекта Федерации, и это очень прогрессивно.

Есть специализированные уполномоченные. ЮНЕСКО тут нам вбросил пять мест уполномоченных, навязав нам не адаптированную свою технологию. Надеясь на деньги ЮНЕСКО, это сделали чуть ли не в 15 регионах. Только пять получили конкретную поддержку на конкретные мероприятия. Во всех случаях это совещательные органы. ЮНЕСКО инициировало, но никаких технологий не передало. И они, кто, где, как могут, работают. Как правило, это сотрудники администрации, социального отдела с таким красивым статусом.

Но тоже есть интересная тенденция. В некоторых регионах этих уполномоченных, назначенных губернатором, начинают назначить по закону Законодательным Собранием, начинают делать, как в Швеции, чтобы этот уполномоченный был инструментом исполнения (чего у нас не хватает в России), механизмом исполнения Закона о правах ребенка. В Иваново принимают Закон о правах ребенка, механизм исполнения -уполномоченный по правам ребенка. Представляет глава администрации, утверждает Законодательное Собрание так же, как оно утверждало Закон о правах ребенка. Но чтобы сэкономить на аппарате и очень трудном разделении, где права человека, а где права ребенка, этого уполномоченного делают при комиссии по правам человека, их соединяют.

В Сибири у нас тоже начинают этих уполномоченных сватать и делать при комиссиях по правам человека.

Есть у нас при полноценных уполномоченных консультативные органы. Уполномоченный по правам человека в регионе, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – это государственные институты, а при них есть консультативные: экспертный совет при федеральном уполномоченном, экспертные, общественные консультативные, координационные советы при региональных уполномоченных. От названия иногда ничего не меняется, а иногда есть все: один – эксперты, другой – консультации, третий – тусовка, грубо говоря, для общественности.

И защита прав человека заявлена как сфера деятельности всевозможных советов и палат, а также отдельных общественных советников, помощников, представителей при главах администраций субъектов Федерации, а также при полномочных представителях Президента или главных федеральных инспекторах в субъектах Федерации.

Есть у нас всевозможные консультативные органы, специализированные при президенте и правительстве, а также при министерствах, только их сейчас очень сильно почистили. Тут уже говорилось, что Судебная палата по информационным спорам ликвидирована, Абдулатипов вчера говорил, что по этическим вопросам ликвидирована, по женщинам и детям – ликвидирована, по экологии и минрессурсам – ликвидирована и так далее.

Правда, есть и другая тенденция. После гражданского форума при Минюсте и МВД по доступу в закрытые учреждения - создается, то есть противоположная тенденция.