Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 52

Г.Л.БАРДИЕР

Вам ответить, как хотелось бы, или как есть на самом деле?

На самом деле на исследования получить деньги очень трудно. Поэтому то, что есть, уходит на то, что самое значимое (вот то, о чем я начинаю сейчас говорить). Но мы всё время пишем гранты для того, чтобы получить какой-то ресурс, и тогда мы сможем проводить так называемые локальные исследования, предлагая свою тематику и аргументируя, что она актуальная. На сегодняшний день мы можем только собирать те результаты исследований, которые проводятся. Там не ставится так вопрос – тоталитарные секты. Там как бы им не до этого, а дай разобраться с конфессиями.

И.В.АВЕРКИЕВ

Для большинства правозащитников проблема тоталитарных сект не есть правозащитная проблема. Она гуманитарная. Для многих это не так действительно.

Г.Л.БАРДИЕР

Есть эта проблема, есть. Поэтому те исследования, которые все-таки проводятся, мы собираем, и, в первую очередь, я собрала свое собственное исследование, правда, оно проведено здесь у нас в Санкт-Петербурге на одной из школ. И хочу не очень вслух сказать, что, например, в одном из институтов нашего города эта тема была запрещена – исследование тоталитарных сект. Тогда мы переделали тему в молодежное движение, мы исследовали молодежное движение, но под видом молодежного движения мы указали эти самые тоталитарные секты. Получили кое-какие данные. Человек, который это исследовал, есть, она может работать дальше. Я надеюсь это исследование проводить дальше. Но это было в рамках дипломной работы. Появится какой-то ресурс – я  буду обязательно что-то еще в этом направлении делать.

А что касается прав, там двоякий вопрос. То есть, с одной стороны, да, действительно, человек имеет право идти в любую секту, это его дело. С другой стороны, как общество будет… То есть это тот самый этический вопрос, когда не понятно… У меня есть ответ, я вам потом скажу об этом.

А.Ю.СУНГУРОВ

Коллеги, давайте на этом поставим точку.

Пожалуйста, Воронцов Игорь Игоревич.

И.И.Воронцов

Проблема образования в области прав человека в России

У меня, наверное, достаточно коротко всё произойдет. Я совсем несколько строк заявил в описании, сейчас попробую несколько основных мыслей довести. Мы хотели обсудить все-таки проблему профессионального образования в области прав человека, потому что сегодня, я думаю, мы все были свидетелями того, что собрались представители разных областей, каждый говорит в общем-то о своем, время от времени шокируя друг друга какими-то откровениями из области философии или международного права, и все оказываются в удивлении, так сказать: да, вот типичная проблема, когда у нас междисциплинарная область.

А в результате, так как мы правозащитники или люди, занимающиеся исследовательской деятельностью, или тем более практики, может быть, нам не хватает достаточного навыка, чтобы сделать из нашей с вами отрасли какую-то материальную, действительно, научную дисциплину.

Я бы все-таки хотел сказать здесь несколько слов о том, что за пределами нашей страны на сегодняшний день права человека являются научной областью. И мне кажется, что нам не всегда нужно изобретать велосипед, особенно там, где мы не были теми, кто сформулировал эту проблематику. Права человека и весь этот язык – это не является российским изобретением, поэтому, почему бы нам не посмотреть все-таки на те разработки и те технологии, которые существуют в других странах. Не обязательно молиться при этом на Америку или Францию, достаточно много других стран, и по большому счету мы осознаем себя все-таки страной, которая принимает активное участие и поддерживает Организацию Объединенных Наций, поэтому, почему бы нам именно в этой системе координат не строить работу, в том числе и по образованию.