Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 87

1. Теория государства и права является методологической дисциплиной. Именно она может показать, как различные философские подходы влияют на понимание сущности прав человека. Позитивизм, доминирующий в отечественной юриспруденции, как известно, сводит права человека к идеям, закрепленным в статьях законодательства. В силу своих идеалистических и не диалектических наклонностей позитивисты отрывают писаное право от реализации, уклоняются от анализа того, как эти нормы работают в реальной действительности. Позитивизм не желает видеть норм, реально поддерживаемых государственным аппаратом, которые могут противоречить писаному праву. Это нередко используется для создания видимости действия прав человека в той или иной стране. С помощью позитивистского подхода создается возможность убеждать студентов, что Россия, приняв Конституцию РФ 1993 года, решила свои проблемы и превратилась в демократическое правовое государство с республиканской формой правления и федеративным государственным устройством, где человек является высшей ценностью.

Идеалистическое направление естественно-правовой школы пытается доказать, что европейские ценности свободы, демократии, равенства, гуманизма являются общечеловеческими ценностями, самоочевидными для всех людей. Совершенно игнорируется то, что люди в ряде стран, в том числе в России, на протяжении десятка поколений находящиеся под давлением авторитарных и тоталитарных режимов, выработали свое понимание естественного для них права, содержание которого противоречит европейскому. В странах Востока, к которым в значительной степени можно отнести и Россию, для значительных групп населения не естественно стремление к свободе. Наоборот, они ищут защиты от произвола сильных в поддержании патерналистского государства, которое с одной стороны опекает своих подданных, а с другой стороны является их господином. В менталитете человека востока принцип равенства не является высшей ценностью. Люди привыкли к отношениям иерархии в семье, в школе, на предприятии. Естественным является обожествление вождя, на которого возлагаются надежды в решении всех общественных проблем. Сторонники прав человека должны учитывать особые трудности, которые стоят перед ними в распространении идей свободы, равенства, демократии в странах, где население придерживается восточной системы ценностей. Запоминание основных прав и свобод очень часто не приводит к осознанию их ценности. Провозглашенные в писаных нормах права и свободы не используются.

2. Теория государства и права изучает типы государства и права. Особый интерес для нас сегодня представляет характеристика буржуазного и бюрократического (административного) государства и права. В рамках учебного курса необходимо показывать, что бюрократически-буржуазный вариант государства и права, существующий сегодня в России, не может обеспечить действие прав человека, особенно их первого поколения. Нормы Конституции РФ, закрепляющие права человека в большей степени имеют идеологическое значение. Необходимо разъяснять, что государство может сносно исполнять роль защитника прав человека только при возникновении сильного гражданского общества, которое способно сознательно участвовать в формировании государственного аппарата через систему представительства и осуществлять общественный контроль за этим аппаратом.

Большая часть россиян не понимает, что российское государство, в условиях только зарождающегося гражданского общества, не может не быть бюрократическим государством, реализующим, в первую очередь, интересы представителей аппарата управления и связанных с ними предпринимателей. Этому государству нельзя доверять. Его аппарат неизбежно будет халатно относиться к обязанности защищать права человека, сам посягать на них. Это государство можно рассматривать как слугу общества, но слугу ленивого, хитрого и вороватого, который норовит жить за счет общества, не обеспечивая реализацию его интересов.