ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ
В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ:
РАЗВИТИЕ, ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ
Межвузовский сборник научных трудов
Под редакцией докт. психол. наук,
проф. В. С. Мухиной
Стр. 1
Печатается по постановлению редакционно-издательского Совета Московского педагогического государственного университета имени В. И. Ленина.
Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов. М.: Изд-во «Прометен» МПГУ им. В. И. Ленина. 1992. — 200 с.
Рассматриваются результаты практической работы в экстремальных ситуациях природных катастроф; онтогенетические особенности развития личности в разных социальных ситуациях (теория и экспериментальные исследования); частные методики изучения личности.
Работа подготовлена на кафедре педагогической психологии. Адресовано научным работникам, аспирантам и студентам психологических факультетов педагогических университетов.
Редакционная коллегия:
В. С. Мухина (ответственный редактор),
А.В. Соловьев, Т. Н. Счастная
Е. П. Тимошенко
Рецензенты:
канд. психол. наук Г. Ф. 3аремба,
канд. психол. наук Б. А. Сосновский
Работа подготовлена на кафедре педагогической психологии
Стр. 2
I. ЭКСПРЕСС-ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ
ОТ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В АРМЕНИИ
В. С. Мухина
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ,
ПОСТРАДАВШИМ ОТ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В АРМЕНИИ
(7.12.1988 г.)
Общая картина положения в Армении на 12—26.12.1988 свидетельствовала о том, что происшедшая трагедия огромного масштаба объединила людей. Наблюдались выраженный массовый героизм, самоорганизация и дисциплина. Одновременно повсеместно возникали слухи и паника. Так, много слухов о том, что землетрясение — это в действительности взрыв, направленный па истребление армян. У всего населения ужас от перенесенного землетрясения н его последствий перемежался с проблемой взаимоотношений с Аз. ССР.
Психотравмирующими факторами стали: потеря большого числа армянского населения: потеря огромного числа детей— генофонда нации; потеря близких и дальних родственников;
потеря имущества, работы: новый статус беженцев создал феномен социальной незащищенности у одной части населения и напряженность у другой. Особой травмой явился навязчивый страх многих людей перед ожидаемым повторным землетрясением. Повсеместно обсуждался вопрос о миграции в Россию или США, в то же время много людей упорно стремилось вернуться на место своего прежнего проживания. Все эти факторы дестабилизировали армянское население, лишая людей жизненной перспективы и работоспособности.
Взрослые и дети, перенесшие землетрясение в его эпицентре, остро нуждались в психологической помощи. Многие жаловались на нарушение сна, страхи, навязчивые образы (разрушающиеся дома, прижатые плитами тела, кровь...) и ДР. •
У многих обследованных детей потерян аппетит, нарушена контактность. При этом у пострадавших детей была обна-
Стр. 3
ружена регрессия — возвращение на более низкий уровень развития: уход в сферу освоенного, стереотипного. Так как землетрясение произошло в период обострения межнационального напряжения, были зафиксированы отдельные случаи детской боязни танков и солдат.
Отмечалось заражение образами разрушающихся домов, трупов, придавленных людей в тех случаях, когда дети в действительности не наблюдали столь ужасные события. Так, у ереванских детей невротизация, преследующие образы связаны с тем, что во многих семьях были поселены родственники из зон эпицентра землетрясения, которые эмоционально заражали окружающих.
Перенесшее землетрясение в его эпицентре взрослое население в первые дни находилось в состоянии шока. Затем начались жалобы на головную боль, бессонницу, страхи перед возможным повторным землетрясением. Взрослое население Еревана было в таком же состоянии — наблюдались те же жалобы и страхи. Во многих случаях люди были настолько невротизированы, что начинали предпринимать бессмысленные действия или без умолку повторяли рассказ о своих субъективных переживаниях страха от землетрясения.
Взрослые оказывали вторичное воздействие па детей своими эмоциональными переживаниями и действиями, связанными с потрясением и возникшими социально психологическими проблемами. Образовывалось невротизирующее всех взаимодействие.
В это же время у населения (взрослых и детей) начали обостряться хронические болезни (терапевтические, нервные и др.)
Для оказания психологической помощи среди пострадавших была проведена экспресс-диагностика (в первую очередь детей). Это обусловливалось тем, что дети — особый контингент населения, который требует специальной помощи в ситуациях массовых катастроф, особенно, когда они в силу трагических обстоятельств лишаются родительского попечительства.
Мы пользовались дистантными и контактными методами экспресс-диагностики детей, пострадавших от землетрясения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.