Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 54

Итак, в структуре самосознания осужденных имеются ню­ансы, обусловливающие существование конфликта во взаимо­отношениях в исправительно-трудовом учреждении. В ходе ис­следования были обнаружены искажения во всех звеньях структуры самосознания осужденных: выделении себя как но­сителя имени, чувстве половой принадлежности, осознании себя во времени, осознании своих прав и обязанностей, притя­зании на признание *. Администрация в зоне не называет осуж­денного по имени. Черные куртки осужденных «украшают» таблички с фамилией, инициалами и номером отряда. Обра­щение по фамилии вносит во взаимоотношения чувства обиды, отчуждения.

В условиях зоны у осужденных трагически искажено чув­ство половой принадлежности, что является мощным источни­ком агрессивности и неуравновешенности в поведении осуж­денных.

Особый потенциал негативных эмоций осужденных, явля­ющий собой источник конфликтных взаимоотношений в зоне, скрыт в осознании осужденными себя в прошлом, настоящем и будущем, которое понимается личностью как осознание себя в жизни. Первая доза негативных эмоций идет из прошлого. Прошлое, часто связанное с негативными переживаниями, осо­знается осужденными как трагическое и обесцененное. Значи­тельная доза негативных эмоций добавлена судом, кажущим­ся осужденным несправедливым. Постоянным источником не­гативных эмоций выступает настоящая жизнь в зоне, связан­ная с трудными бытовыми условиями, ограниченными возмож­ностями общения, частыми наказаниями. Безысходность, вы­зываемая длительными сроками заключения, безрадостность и бесправность настоящего усугубляются взаимоотношениями осужденных друг с другом и особенно с администрацией. В от­ношениях с администрацией хронически депривированной ока­зывается потребность осужденных в признании. Осужденным кажется, что администрация относится к ним неуважительно, стремится всякий раз унизить их достоинство. Возникающее в связи с этим ощущение приниженности и бесправности вы­зывает устойчивое негативное отношение к администрации, служащее мощным источником конфликта.

Второй важной причиной существования конфликта во взаимоотношениях в зоне выступают различия в ценностных

* Перечисленные звенья структуры самосознания личности выде­лены В. С. Мухиной [2, 3]

Стр. 88

ориентациях осужденных и администрации. Конфликт между осужденными и администрацией усугубляется еще и тем, что в зоне сосуществуют осужденные с разными ценностными ориентациями, разной установкой на исправление и с разным представлением о своем будущем.

Демократизация и гуманизация социальных отношений в нашем обществе, вызванные перестройкой, обусловливают не­обходимость качественных изменений взаимоотношений в зо­не. Исправительно-трудовое учреждение переживает сегодня болезненный этап противоречивой борьбы между потребностя­ми осужденных и администрации в изменении отношений и неготовностью большей части администрации и самих осужден­ных к гуманизации и демократизации отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога // Отв. ред. И. В. Дубровина. М., 1987.

2. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. М., 1985.

3. Мухина В. С. Детская психология. М., 1985.

Стр. 89

III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ

Е. П.Тимошенко

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ ШЕСТИЛЕТНЕГО РЕБЕНКА

Проблема самосознания определяется А. Н. Леонтьевым как проблема «высокого жизненного значения, венчающая психо­логию личности». В целом ученый расценивал ее как нерешен­ную, «ускользающую от научно-психологического анали­за» (3). Самосознание человека складывается в результате присвоения им общественно-значимого представления о том, какой должна быть личность. Самосознание имеет единую по форме общечеловеческую структуру независимо от производст­венных отношений и социального устройства общества (5). Установлено, что структуру самосознания личности составля­ют: имя собственное, притязание па признание, отнесение себя к определенному полу, представление себя во времени (в про­шлом, настоящем и будущем), оценка себя в отношении прав и обязанностей.