В цветовом тесте отношений реакции человека на цветовые стимулы отражают его целостное аффективное состояние. Следовательно, в позитивной оценке «Мужчин» мальчики осуществляют перенос на весь пол своей проекции идеала мужчины (отца), в то время как актуальный жизненный опыт вызывает у них неадекватные их представлениям аффективные реакции.
Каким образом это сказывается на формировании полоролевой ориентации подростков? Как формируется и какую роль играет в этом процессе образ идеального Я, каково его содержание? Какова взаимосвязь в данном случае интериоризационных и экстрариоризационных механизмов половой идентификации? Здесь следует учесть, что для успешной реализации экстририоризационных механизмов идентификации необходим широкий спектр социальных контактов личности, возможность выбора объекта идентификации. Социальная среда учреждений интернатного типа в данном случае ограничена.
Стр. 187
Поиск ответов на поставленные вопросы продолжался в исследовании методами экспериментальной психосемантики (личностный дифференциал) представлений о фемининности-маскулинности как способов полоролевой ориентации у воспитанников детского дома и подростков, воспитывающихся в семье, а также наблюдениями за проявлением этих представлений в повседневном поведении в зависимости от характера педагогической организации жизнедеятельности подросткового коллектива.
Для личностного дифференциала в .качестве шкал был использован стимульный материал методики Р. Т. Фульги для определения соотношения у испытуемого фемининности-маскулинности. В качестве объектов были взяты понятия «Мальчики», «Девочки», «Я сам», «Мой идеал».
Результаты кластерного анализа ('по программе А. А. Григорьева) сводных тестовых матриц по группам испытуемых представлены в дендрограммах.
Существенные различия выявлены в группах девочек. Устойчивый кластер для всех четырех групп «добрый, хороший, счастливый» у девочек из семьи вошел в общий кластер фемининности: добрый, хороший, счастливый, опрятный, ласковый, любезный. В группе девочек детского дома тот же кластер объединяется с маскулинными качествами: смелый, крепкий, добрый, хороший, решительный, ловкий, проворный, опрятный, счастливый, веселый.
У мальчиков в обеих группах кластер «счастливый, хороший, добрый» объединен с фемининными качествами.
Полученные результаты также показывают более активный, энергетически насыщенный характер притязаний на признание у девочек из детского дома.
Факторный анализ сводных матриц показал, что девочки из семей более значимо разводят маскулинность и фемининность на противоположные полюса. У девочек из детского дома маскулинность и фемининность значимо разводятся только во втором факторе.
В группе мальчиков структуры семантических пространств подтвердили результаты кластерного анализа, кроме того, выявлено, что у мальчиков из детского дома более актуализирована маскулинность (первый фактор), у мальчиков из семей — фемининность. Однако маскулинность у последних расположена на положительном полюсе, у мальчиков из детского дома на положительном полюсе — фемининность.
Парадокс данных результатов заключается в том, что в целом маскулинное поведение мальчиков детского дома (агрессивность, грубость отчужденность) неадекватна категориальной структуре в их сознании, ориентированной на фемининные качества, как более положительные. У девочек из детского дома маскулинность, оказавшаяся на отрицательном
Стр. 188
полюсе, включает в себя в тоже время кластер «хороший, добрый, счастливый».
Сложность социальной ситуации развития личности воспитанника учреждения интернатного типа в данном случае может быть раскрыта введенным А. Н. Леонтьевым понятием «дезинтегрированного сознания», которое определяется как расхождение индивидуального мотива и ценностей общества.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.