В основе проводимого нами исследования лежит работа по формированию национального самосознания у детей народностей Севера средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности. Работа по формированию национального самосознания ведется на уроках изобразительного искусства путем введения в их содержание основ национальной культуры (танец, сказка, мифы, предания сказания, а также вышивка, гравировка на моржовом клыке, скульптура из кости и рога и т. п.), которая является безусловной основой эстетического развития нового поколения.
На уроках рисования мы предусмотрели эстетическое образование, воспитание способности к эстетическому переживанию, а также создание условий для формирования национального самосознания средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности (1).
Одним из путей решения проблемы формирования национального самосознания является направленная работа по организации изобразительной деятельности в начальных классах на уроках рисования на принципиально новых основах. Художественное творчество детей мы развивали на уроках рисования в специально создаваемых игровых ситуациях.
Л. С. Выготский совершенно определенно говорит об игре как о ближайшем корне искусства: «Ребенок рисует и одновременно рассказывает о том, что рисует. Этот синкретизм указывает на тот общий корень, из которого разделились все остальные виды детского искусства. Этим общим корнем является игра ребенка, которая служит подготовительной ступенью его художественного творчества, но также и тогда, когда из этой общей синкретической игры выделяются остальные, более или менее самостоятельные виды детского творчества,
Стр. 113
как рисование, драматизация сочинения, даже и тогда каждый вид не является строго отдельным от другого и охотно впитывает в себя и вбирает элементы других видов» (3).
Именно художественное творчество дает возможность учащимся наиболее легко выразить то, что ими владеет, потому что возникает и развивается оно в ведущей для психического развития ребенка форме деятельности, какой является игра. В игре дети ставят себе цель, организуют среду для решения своих задач. Только в игре многие задатки ребенка могут развиться. Л. С. Выготский писал: «Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей» (2).
Детский рисунок сродни игре, где на первый план выходит заинтересованность самим процессом. Здесь имеется в виду прежде всего стремление ребенка выразить в искусстве-игре свои мысли, непосредственные переживания и чувства ко всему тому, с чем он сталкивается в своем еще небольшом жизненном опыте. В своем рисунке ребенок воссоздает игровые ситуации, он как бы продолжает игру. В свою очередь, дети своими рисунками без всякого социального намерения отражают идеологическую и культурную направленность общества, учатся оценивать действительность, подражая оценкам взрослых (4).
Нами проводились исследования в средней школе № 3 г. Анадыря, пришкольном интернате школы № 1 г. Анадыря, а также в средней школе интернате пос. Канчалан Анадырского района с учащимися 0—3-х классов.
Уроки рисования мы строили таким образом, что в содержание игры были включены сюжеты произведении самобытной культуры народностей Севера. Для этого детям сначала читали классические сказки: «Новая жизнь древних легенд Чукотки», «Чукотские народные сказки, мифы и предания» и др. Затем проигрывались сюжеты по мотивам сказок. Мы предлагали детям изобразить героев народных сказок, сделать иллюстрации к отдельным их эпизодам. После этого детское внимание фиксировалось на традиционных выразительные движениях, для чего мы создавали игровые ситуации охоты и оленеводческой деятельности, создавали игровые ситуации на мифические сюжеты. При этом детям показывали элементы национальных танцев, проводились национальные игры.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.