В исследовании использовались индивидуальная беседа, анкетирование, проективный метод неоконченных предложений, метод исследования ценностных ориентации Ш. Рокича, адаптированный советскими исследователями (1).
Испытуемыми были осужденные (48 чел.) и административный состав (28 чел.) исправительно-трудового учреждения № 10 г. Астрахани. Исследование проводилось в 1989 г. Обратимся к анализу полученных результатов.
Особенности структуры самосознания осуждённых. Исследовались важнейшие звенья структуры самосознания лично-
* Используется концепция самосознания личности, разработанная В. С. Мухиной [2], согласно которой искажение некоторых звеньев самосознания приводит к трудностям в жизнедеятельности личности.
Стр. 71
сти: осознание себя во времени, осознание своих прав и обязанностей.
Настоящее. Категория «настоящее» — ярчайший индикатор жизни осужденного. В настоящем, как в фокусе, собираются все элементы и результаты его жизнедеятельности. Жизнь каждого человека есть нечто особенное, исключительное и неповторимое. Но в каждом отдельном случае существует цепочка закономерных проявлений, которая и создает представление о настоящем для всех.
На вопрос: «Что хорошего у вас в настоящей жизни?» — 82% испытуемых ответили: «Ничего»; 9% хорошим назвали свидание с родственниками, семьей, ларек; 3% считают хорошим то, что, находясь в зоне, они обрели контроль над собой, а 3% — встретили в настоящей жизни любовь.
Таким образом, в самосознании большинства осужденных настоящее представлено серым безрадостным существованием. В череде однообразных дней радуют только долгожданные свидания с родственниками, да редкое общение с друзьями, кому посчастливилось их иметь. Постоянно неудовлетворяемая потребность в положительных эмоциях вызывает агрессию, направленную против администрации и других осужденных, что способствует отчуждению в отношениях и служит потенциальным источником недовольства и новых нарушений. Так, осужденный Владимир Н. (32 года, ст. 106, осужден на 5 лет) говорит: «Мне еще можно несколько месяцев посидеть. А потом будет тяжело. Раздражает все, даже мелочи. Нужна разгрузка. Хочется подраться».
Психологически оправдано и тем не менее тревожно то, что источником своего безрадостного существования осужденные считают не самих себя, а администрацию, ее отношение к осужденным, часто применяемые наказания.
Прошлое. Рассматривая конфликты, возникающие из «ничего» и существующие в зоне традиционно, мы никогда не добились бы их объективного осознания, если бы ограничились во времени, а именно, в жизненном пространстве настоящего. Не осознав ретроспективы, невозможно проследить логическую цепочку формирования убеждений. Как осужденные осознают свое прошлое? На вопрос: «Как ты учился и вел себя в школе» — 50% испытуемых ответили, что учились хорошо, нормально, 42% — плохо, 8% — отлично. Однако большинство осужденных вели себя в школе плохо: «Бывало, баловался, бывало, ругали», «Был озорником», «Специально доводил учителей», «Смирненьким меня не назовешь», «Однажды побил директора школы за то, что он запрещал мне курить», «Доводил большинство учителей. За что, не знаю. Иногда по дурости, иногда на принцип шел, чтобы не орали», «Не было такого урока, чтобы я не получал нареканий, замечаний» (из протоколов беседы).
Стр. 72
Таким образом, уже в детстве осужденные проявляли склонность к нарушениям, отличались аффективностью, агрессивностью, склонностью к отклоняющемуся поведению. Поражает рассказ осужденного Михаила М. (20 лет, ст. 117, осужден на 8 лет): «Из школы меня выгнали из 9 класса. За пьянку. В семье — постоянные скандалы, ссоры. Отец сильно пил. Первый раз я выпил с другом, когда мне было 6 лет. Угостил нас отец друга, налил обоим по полстакана вина. С тех пор появилась потребность в вине. Не мог без него. Стремился что-нибудь украсть, продать и купить вино. И еще всегда хотелось взять то, что плохо лежит. Если я увидел красивую вещь, у меня появлялось желание иметь ее. Я готов был ради нее пойти на все: купить, выпросить, украсть...»
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.