Из анамнеза. Мальчик родился у матери-одиночки. Мать была осуждена, когда ребенку было 3 года. В детском доме Тимоша воспитывался с 3 до 7 лет. Наблюдения за поведением ребенка проводились в течение 14 мес. (с 6 до 7 лет — 2 мес.).
Данные, полученные из бесед с воспитателями, показали следующее. Тимофей быстро адаптировался к повой обстановке, легко шел на контакт с окружающими людьми. Подчеркивалась его напористость, проявляющаяся в том, что через капризы и упрямство он добивался желаемого. Во взаимоотношениях со сверстниками он испытывает трудности. В общении со 'сверстниками Тимофей предпочитает общество двух мальчиков, занимающих в группе лидирующее положение. Воспитатели, характеризуя отношение этих двух детей к Тимофею, отмечают, что «они допускали его к своим играм, терпели его общество, но не любили». Эмоциональной привязанности ни с одним сверстником Тимофей не имеет.
Указывают на такую особенность в характере мальчика, как ласковость, приветливость ко взрослым, но только если есть возможность получить желаемое, т. е. проявляет так называемую мнимую примерность. Так, Тимофей испытывал определенную симпатию к повару, который часто угощал его чем-нибудь вкусным. В старшем дошкольном возрасте Тимофей ни к одному из воспитателей не проявлял добрые чувства,
Стр.63
хотя и не выражая особо резкого непринятия. Как говорят сами воспитатели, отношение Тимофея к ним в целом равнодушное. Сами воспитатели также не проявляют теплых отношений к мальчику. Приведем соответствующие высказывания: «Что о нем можно сказать? Он нытик, плаксивый. Парень неинтересный. Все делает исподтишка. Нетрудолюбивый. Лентяй страшный. Убедить его ни в чем нельзя. Стоит с глупой улыбкой, потом продолжает делать свое. Ничего хорошего из него не выйдет. Грязнуля, вечно грязный ходит. Тип противный. Да, во всем плохой, в любом поступке никогда не сознается. Нет, ничего хорошего в нем не видела, как в других детях».
Беседа с воспитателями Тимофея показала также, что для него характерны такие негативные черты характера, как лживость, воровство, эгоизм.
Первое знакомство психолога с ребенком произошло, когда ему было 6 лет. Наблюдение показало, что мальчик на контакт с новым человеком идет охотно, но при этом испытывает некоторое смущение: сопит, подергивает плечами, постоянно теребит что-то в руках, ерзает на стуле. Чувствуется напряжение в его позе. Взгляд уходит в сторону от взрослого. Улыбается. Отвечает тихим голосом. Из беседы с Тимофеем выяснилось следующее. У ребенка небольшой словарный запас. Слова произносит нечетко, проглатывает окончания, картавит. Мышление инертное. Знания об окружающем, о самом себе, своих товарищах и воспитателях неглубокие. Самого себя Тимофей оценивает как жадного: «Да, я жадный. Я хочу быть жадным!»
Социометрический опрос показал, что Тимофей был выбран только одним ребенком. Во взаимоотношениях с детьми он не может выработать конструктивного поведения. Так, он может забрать чужую игрушку, если ее владелец оказывается слабее него, или столкнуть другого ребенка с места, которое он желает сам занять.
В школе Тимофей проявил значительно больший интерес к учебным занятиям, чем в детском доме, но случаи аффективного реагирования на ситуацию неуспеха в учебной деятельности сохранялись. При этом эмоциональная неустойчивость все более четко проявлялась именно на уроке: демонстративно высказывал свое неудовольствие, мешал заниматься другим детям, отказывается подчиниться требованиям учительницы, по собственной инициативе покидает классную комнату.
Таким образом, очевидно, что нереализуемые ребенком потребности в любви и признании сохраняются как доминантные при его переходе из дошкольного детства в школу. У эмоционально неустойчивых детей депривация реализации этих потребностей вызывает фрустрацию.
Стр. 64
ЛИТЕРАТУРА
1. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1978.
2. Мухина В. С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждении интернатного типа // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 32—39.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.