1. Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина. М., 1972. С. 259—349.
Стр. 69
2. Колесов Д. В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М., 1986.
3. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. С. 277—298.
4. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980. С. 192.
5. Кон И. С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // В мире подростка. / Под ред. Бодалева А. А. М., 1980. С. 16—28.
6. Лангмейер И., Матейчик 3. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. С. 334.
7. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. М., 1985. С. 104.
8. Некрасова Е. В. Психологическое время в структуре самосознания личности в раннем юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988. С. 220.
9. Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся. Воронеж, 1982.
10. Психологическое изучение детей в школе-интернате / Под. ред. Л. И. Божович, М„ 1960, 206 с.
11. Психология современного подростка. / Под ред. Д. И. Фельдштейна М., 1987.
12. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. С. 107—295.
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940.
14. Рябова Е. Ю. Особенности половой идентификации в подростковом и раннем юношеском возрасте: Дипл. раб. М., 1985.
15. Сосновский Б. А. Лабораторный практикум по общей психологии. М., 1979. С. 87—90.
16. Факторы педагогической запущенности и психологические вопросы коррекции делинквентного поведения несовершеннолетних. Воронеж, 1983.
17. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. Н. В. Дубровиной. М., 1987, с. 16—109.
Е. Н. Линов, В. А. Рахматшаева
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ САМОСОЗНАНИЯ
И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ
В ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ
Настоящее исследование вызвано необходимостью выявить причины негативных процессов в системе исправительно-трудового учреждения (ИТУ), вызывающих постоянно существующий конфликт между администрацией и осужденными, который подкрепляется неизменно традиционными взаимоотно-
Стр. 70
шениями в зоне. Атмосфера зоны сегодня весьма полифонична и сложна. Контакты осужденных с администрацией, межличностные отношения отрядов и групп скрыты и запутаны. Новые тенденции в процессе государственного становления, намечающие линию демократизации отношений, не могут сегодня не затрагивать зоны. Зона, безусловно, — детище недемократического порядка, и в ней давно зрела необходимость качественных изменений во взаимоотношениях между осужденными и администрацией, обусловленная процессом изменения отношений, генерированным государством.
Для того, чтобы приблизиться к возможности изменения взаимоотношений в зоне, необходимо разобраться во внутреннем мире осужденных. Вероятно, в структуре самосознания* осужденных имеются нюансы, особым образом характеризующие их взаимоотношения с администрацией. Возникает необходимость проанализировать, какие явления окружающей действительности, включая поступки людей, являются ценными для осужденных и для администрации, есть ли у них что-либо общее друг с другом.
Изучение структуры самосознания осужденных в ИТУ и ценностных ориентации осужденных и администрации — цель нашего исследования. Гипотезы были сформулированы следующим образом: 1 — в структуре самосознания осужденных имеются искажения, обусловливающие конфликт во взаимоотношениях между администрацией и осужденными; 2 — в ценностных ориентациях администрации и осужденных имеются значимые различия, выступающие причиной конфликтных взаимоотношений.
Для доказательства справедливости гипотез было необходимо изучить особенности структуры самосознания осужденных, влияние взаимоотношений в ИТУ на самосознание осужденных, ценностные ориентации осужденных и администрации, влияние социальных отношений вне зоны на ценностные ориентации и самосознание осужденных.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.