Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 43

1. Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей // Изучение мотивации по­ведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина. М., 1972. С. 259—349.

Стр. 69

2. Колесов Д. В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и фи­зиологии подростка. М., 1986.

3. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. С. 277—298.

4. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980. С. 192.

5. Кон И. С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // В мире подростка. / Под ред. Бодалева А. А. М., 1980. С. 16—28.

6. Лангмейер И., Матейчик 3. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. С. 334.

7. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. М., 1985. С. 104.

8. Некрасова Е. В. Психологическое время в структуре само­сознания личности в раннем юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988. С. 220.

9. Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся. Воронеж, 1982.

10. Психологическое изучение детей в школе-интернате / Под. ред. Л. И. Божович, М„ 1960, 206 с.

11. Психология современного подростка. / Под ред. Д. И. Фельдштейна М., 1987.

12. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. С. 107—295.

13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940.

14. Рябова Е. Ю. Особенности половой идентификации в под­ростковом и раннем юношеском возрасте: Дипл. раб. М., 1985.

15. Сосновский Б. А. Лабораторный практикум по общей пси­хологии. М., 1979. С. 87—90.

16. Факторы педагогической запущенности и психологические во­просы коррекции делинквентного поведения несовершеннолетних. Во­ронеж, 1983.

17. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. Н. В. Дубровиной. М., 1987, с. 16—109.

Е. Н. Линов, В. А. Рахматшаева

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ САМОСОЗНАНИЯ

И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ

В ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ

Настоящее исследование вызвано необходимостью выявить причины негативных процессов в системе исправительно-трудового учреждения (ИТУ), вызывающих постоянно существу­ющий конфликт между администрацией и осужденными, ко­торый подкрепляется неизменно традиционными взаимоотно-

Стр. 70

шениями в зоне. Атмосфера зоны сегодня весьма полифонична и сложна. Контакты осужденных с администрацией, межлич­ностные отношения отрядов и групп скрыты и запутаны. Но­вые тенденции в процессе государственного становления, на­мечающие линию демократизации отношений, не могут сегод­ня не затрагивать зоны. Зона, безусловно, — детище недемо­кратического порядка, и в ней давно зрела необходимость ка­чественных изменений во взаимоотношениях между осужден­ными и администрацией, обусловленная процессом изменения отношений, генерированным государством.

Для того, чтобы приблизиться к возможности изменения взаимоотношений в зоне, необходимо разобраться во внутрен­нем мире осужденных. Вероятно, в структуре самосознания* осужденных имеются нюансы, особым образом характеризую­щие их взаимоотношения с администрацией. Возникает необ­ходимость проанализировать, какие явления окружающей дей­ствительности, включая поступки людей, являются ценными для осужденных и для администрации, есть ли у них что-либо общее друг с другом.

Изучение структуры самосознания осужденных в ИТУ и ценностных ориентации осужденных и администрации — цель нашего исследования. Гипотезы были сформулированы следу­ющим образом: 1 — в структуре самосознания осужденных имеются искажения, обусловливающие конфликт во взаимоот­ношениях между администрацией и осужденными; 2 — в цен­ностных ориентациях администрации и осужденных имеются значимые различия, выступающие причиной конфликтных взаимоотношений.

Для доказательства справедливости гипотез было необходи­мо изучить особенности структуры самосознания осужденных, влияние взаимоотношений в ИТУ на самосознание осужденных, ценностные ориентации осужденных и администрации, влия­ние социальных отношений вне зоны на ценностные ориента­ции и самосознание осужденных.