В имеющихся исследованиях мотивационной готовности детей к школе выводы делаются преимущественно на основании беседы с детьми (2, 8, 12, 15). Такой подход представляется нам не вполне адекватным, так как в возрасте 6—7 лет дети еще не обладают достаточно развитой рефлексией, чтобы осознать свое истинное отношение к школе. Нередко в ходе бесед они просто повторяют то, что слышали от взрослых, либо руководствуются фрагментарными представлениями о школе, не отражающими связанных с ней познавательных возможностей. Поэтому перед нами встала задача разработать объективную
Стр. 44
методику, позволяющую выявлять детей 6-летнего возраста с доминированием познавательной направленности.
В основу методики было положено предпочтение ребенком одного из двух видов деятельности, которые при прочих равных условиях либо включали, либо не включали решение познавательной задачи.
Принцип предпочтения одного из предложенных видов деятельности широко применяется при изучении мотивационных процессов у детей и взрослых. Так, в исследованиях А. К. Марковой и ее сотрудников (19) этот принцип использовался с целью выявления учебно-познавательных мотивов у школьников. Ребенку давалось несколько задач «на способ» и «на результат» и предлагалось выбрать те, которые представлялись ему наиболее интересными. Однако подобный выбор был ориентирован на детей, овладевающих начальными формами учебной деятельности.
Поскольку мы имели дело с детьми 6-летнего возраста, еще не имеющими представления об учебной деятельности, нам было необходимо подобрать задачи, выбор которых ребенком мог бы свидетельствовать о наличии у него общей познавательной направленности, и задачи, не имеющие познавательного содержания. В подборе таких задач мы исходили из сложившегося в психологической науке различия деятельности с закономерным и случайным исходом (1). Изучение деятельности со случайным исходом основывается па использовании «шансовых» задач, в которых результат решения не зависит от каких бы то ни было знаний, умений, способностей испытуемого; для изучения же деятельности с закономерным исходом применяются задачи, предъявляющие известные требования к тем или иным качествам или возможностям испытуемого. Для целей, поставленных в нашей работе, мы сочли целесообразным предложить детям выбор между шансовыми задачами и задачами с познавательным содержанием. При этом и те и другие должны были быть достаточно просты, вполне доступны детям 6-летнего возраста, а различия между ними, т. е. наличие или отсутствие познавательного содержания, должно было быть для детей вполне очевидным. Учитывая, что у детей 6-летнего возраста ведущим видом деятельности является игра, и именно игровые формы предъявления заданий наиболее привлекательны для них, мы разработали два вида игровых задач, соответствующих обозначенным выше требованиям.
Ребенку предлагалось выбрать игру с познавательным содержанием или шансовую игру. В игре с познавательным содержанием все зависело от знаний ребенка, в шансовой — от стечения обстоятельств. В качестве игры с познавательным содержанием была выбрана элоктровикторина, шансовой — игра типа «гусек» («Путешествие Синбада-Морехода»). При оформ-
Стр. 45
лении игр прежде всего необходимо было уравнять в обеих играх все переменные, кроме случайности и закономерности результата. С этой целью обе игры были сделаны одинаково внешне привлекательными и яркими. Ребенку разрешалось предварительно рассматривать их, чтобы уменьшить возможность случайности выбора.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.