В период с 12 по 21 декабря вместе с А. Нждаян нами была оказана психологическая помощь 22 детям (из них 5 — инвалиды), а также их родителям, родственникам и лицам, осуществлявшим уход за травмированными детьми.
В целях оказания наиболее эффективной помощи медицинскому персоналу больницы по психологической реабилитации пациентов в начале работы были проведены беседы с лечащи-
Стр. 26
ми врачами детского отделения, направленные на выявление детей, нуждавшихся в первоочередном оказании им психологической помощи. Затем был проведен первичный обход больных, позволивший уточнить полученные от врачей данные, а также выявить всех тех, кто нуждался в коррекции состояния. Для этого проводились беседы с самими детьми, родителями или лицами их замещающими, осуществлялась экспресс-диагностика (в основном рисуночные пробы). По мере выявления круга лиц, нуждавшихся в психологической помощи, с ними устанавливались более тесные контакты, выяснялось общее состояние, определялись интересы; в некоторых случаях давалось «домашнее» задание: нарисовать рисунок, слепить что-либо из пластилина, решить ту или иную занимательную задачу и т. п. к нашему следующему приходу. Следует отметить, что положение осложнялось тем, что некоторые больные из-за травмы были неспособны включаться в продуктивную деятельность.
Каждому из пострадавших были присущи свои отличительные характеристики, которые, имея внешний и внутренний психологический характер, так или иначе определяли основные направления психологической помощи.
Прежде всего они отличались друг от друга по возрасту: помощь оказывалась детям от 5 до 14 лет. Естественно, что дети разных возрастных групп неодинаково восприняли землетрясение и его последствия; их состояние обусловливалось специфическими возрастными особенностями, что в конечном итоге сказывалось на форме и содержании коррекционной работы.
Проводимая работа в значительной мере также определялась тяжестью травмы: в отделении содержались дети как с незначительными закрытыми переломами, так и с ампутированными конечностями.
Эти две группы различий условно можно отнести к внешним; к внутренним же различиям, которые существенно определяли степень и форму оказания психологической помощи, мы отнесли, во-первых, количество фиксируемых симптомов, характеризующих состояние детей, перенесших землетрясение, и, во-вторых, степень их проявления.
Как уже неоднократно отмечалось, основными симптомами, определяющими как общее, так и психологическое состояние детей, ставших свидетелями землетрясения, являются: плохой аппетит, расстройство сна (трудное засыпание, частые просыпания среди ночи, тягостные сновидения), энурез, сейсмофобия, никтофобия, клаустрофобия, боязнь различного рода шумов (гула самолетов, лая собак, шума машин, вибрации стекол), боязнь раскачивания, регрессия развития, разрушение системы отношений и др.
Стр. 27
Дети, которым оказывалась психологическая помощь, отличались друг от друга количеством указанных симптомов, их удавалось фиксировать с большей или меньшей степенью достоверности. Степень достоверности уменьшалась по мере продолжительности работы психолога в данном медицинском учреждении. Узнавая друг от друга о том, на какие жалобы «реагирует» психолог, и желая получить психологическую помощь, часть обращающихся сразу «выдавали» полный набор симптомов; как устанавливалось впоследствии, некоторые из этих симптомов не были характерны для состояния пациентов.
Степень выраженности этих отдельных симптомов являлась одним из основных факторов, определявших направление коррекционной работы.
О том, что перечисленные симптомы в целом характеризуют состояние ребенка после землетрясения, а не являются отдельными самостоятельным нарушениями, говорит следующий факт. В случае успешного проведения коррекции в одном направлении, например работы, приведшей к восстановлению сна, отмечается улучшение общего состояния, что, в частности, сказывается на восстановлении аппетита. Или же работа по восстановлению отношений ребенка к окружающему миру приводит к постепенному восстановлению творческого начала в продуктивной деятельности, что в конечном итоге сказывается на постепенном возвращении ребенка к уровню развития, достигнутому до землетрясения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.