Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 59

Таблица 4

Особенности графического изображения себя

у шестилетних детей во временной перспективе, %

Группы испытуемых

Настоящее

Прошлое

Будущее

Половая иденти-фикация

Величи-на

Деятель-ность

Половая иденти-фикация

Величи-на

Деятель-ность

Половая иденти-фикация

Величи-на

Деятель-ность

Группа детского сада

95

58,5

5,5

37,0

90

47,5

90

74

10,5

Группа пер­вого класса

90

79,5

40,5

79,5

85

42,5

90

58,5

42,5

В своих портретах обе группы испытуемых отражают поло­вую идентификацию в настоящем, прошлом и будущем. Наибо­лее выражена половая идентификация у детей 6 лет в изобра­жении самого себя в настоящем (95% детей из детского сада, 90% детей из школы) и будущем (90% в обеих группах ис­пытуемых).

Высокий уровень осознания ребенком 6 лет своей принад­лежности к определенному полу в настоящем и будущем — один из важнейших показателей активного формирования са­мосознания личности ребенка и направленности ее дальнейше­го развития в соответствии с полом.

В портретах детей, относящихся к их прошлому, отображе­ние признаков пола выражено незначительно. Большинство де­тей 6 лет из детского сада изображают себя в прошлом совсем маленькими, без половых различий. Только 37% дошкольни­ков отражают половую идентификацию в своем прошлом. Пор­треты шестилетних школьников отличаются тем, что изобра­жение себя в прошлом бесполым младенцем становится реже, более характерно изображение себя ребенком постарше с изо­бражением признаков мужского и женского пола. Половую

Стр. 97

идентификацию в прошлом проявляют 79,5% шестилетних первоклассников.

Дальнейший анализ продуктов деятельности показывает, что среди испытуемых выделяется группа детей, у которых не наблюдается графического отражения изменений во внешнем облике и по величине в настоящем и будущем, т. е. ребенок изображает себя в настоящем и будущем без изменений.

Отражение деятельности в портретах шестилетних детей наименее выражено в настоящем. Деятельность в прошлом представлена ярче: дети изображают себя с игрушками, погре­мушками, в коляске, с соской, с шарами, с флажками. Отобра­жение в портретах деятельности в будущем повышается у де­тей 6 лет, обучающихся в школе. В своих рисунках дети пыта­ются отобразить признаки профессиональной принадлежности и других видов деятельности, характерных для взрослых, от­нося ее к самому себе в будущем, например: изображают себя в машине за рулем, в военной форме, в медицинском халате, у самолета, около дерева с электропилой, с хозяйственной сум­кой, с портфелем и т. п.

Анализ данных по выбору детьми значимых ролей в сюжет­ной игре «Семья» проводился в соответствии с тем рядом ро­лей, который был предложен ребенку в ходе эксперимента: мама, папа; дедушка, бабушка; сын, дочь. Результаты анализа показывают, что все дети 6 лет независимо от того, воспитыва­ются ли они в детском саду или учатся в школе, имеют ори­ентацию на возраст. На вопрос о выборе той или иной роли из предложенных отвечают быстро, уверенно. Значимых отличий в количестве выборов роли взрослого или ребенка у шестилет­них дошкольников и шестилетних школьников нет. Роль взрослого предпочитают 56% дошкольников и 50% школьни­ков, роль ребенка — 44% дошкольников и 50% школьников. Выбирая для себя роль взрослого, дети 6 лет из детского сада и из школы дают следующие обоснования — хочу быть мамой, потому что: «она обед готовит», «буду ухаживать за детьми», «буду ставить чашки на стол», «нравится в коляске ребенка возить», «буду детей воспитывать», «люблю маму», «у мамы всегда малыш есть», «буду обед варить, укладывать детей спать», «люблю с маленькими няньчиться», «мама заботливая», «мама хорошая». Хочу быть папой, потому что: «я — мальчик», «хо­чу на машине ездить как папа», «папа помогает маме», «люб­лю папу», «папа самый главный», «папа добрый», «папа рабо­тает», «папа сильный». Хочу быть ребенком (сыном или до­черью), потому что: «люблю младшей быть», «на маленькую больше обращают внимание», «с маленьким играют», «ма­ленькому шалить можно», «взрослому скучно, работать нуж­но», «маленький играет в игрушки», «дочке печенье дают, иг­рушки, за дочкой все ухаживают», «маленький играет и гу­ляет».