Таблица 4
Особенности графического изображения себя
у шестилетних детей во временной перспективе, %
Группы испытуемых |
Настоящее |
Прошлое |
Будущее |
||||||
Половая иденти-фикация |
Величи-на |
Деятель-ность |
Половая иденти-фикация |
Величи-на |
Деятель-ность |
Половая иденти-фикация |
Величи-на |
Деятель-ность |
|
Группа детского сада |
95 |
58,5 |
5,5 |
37,0 |
90 |
47,5 |
90 |
74 |
10,5 |
Группа первого класса |
90 |
79,5 |
40,5 |
79,5 |
85 |
42,5 |
90 |
58,5 |
42,5 |
В своих портретах обе группы испытуемых отражают половую идентификацию в настоящем, прошлом и будущем. Наиболее выражена половая идентификация у детей 6 лет в изображении самого себя в настоящем (95% детей из детского сада, 90% детей из школы) и будущем (90% в обеих группах испытуемых).
Высокий уровень осознания ребенком 6 лет своей принадлежности к определенному полу в настоящем и будущем — один из важнейших показателей активного формирования самосознания личности ребенка и направленности ее дальнейшего развития в соответствии с полом.
В портретах детей, относящихся к их прошлому, отображение признаков пола выражено незначительно. Большинство детей 6 лет из детского сада изображают себя в прошлом совсем маленькими, без половых различий. Только 37% дошкольников отражают половую идентификацию в своем прошлом. Портреты шестилетних школьников отличаются тем, что изображение себя в прошлом бесполым младенцем становится реже, более характерно изображение себя ребенком постарше с изображением признаков мужского и женского пола. Половую
Стр. 97
идентификацию в прошлом проявляют 79,5% шестилетних первоклассников.
Дальнейший анализ продуктов деятельности показывает, что среди испытуемых выделяется группа детей, у которых не наблюдается графического отражения изменений во внешнем облике и по величине в настоящем и будущем, т. е. ребенок изображает себя в настоящем и будущем без изменений.
Отражение деятельности в портретах шестилетних детей наименее выражено в настоящем. Деятельность в прошлом представлена ярче: дети изображают себя с игрушками, погремушками, в коляске, с соской, с шарами, с флажками. Отображение в портретах деятельности в будущем повышается у детей 6 лет, обучающихся в школе. В своих рисунках дети пытаются отобразить признаки профессиональной принадлежности и других видов деятельности, характерных для взрослых, относя ее к самому себе в будущем, например: изображают себя в машине за рулем, в военной форме, в медицинском халате, у самолета, около дерева с электропилой, с хозяйственной сумкой, с портфелем и т. п.
Анализ данных по выбору детьми значимых ролей в сюжетной игре «Семья» проводился в соответствии с тем рядом ролей, который был предложен ребенку в ходе эксперимента: мама, папа; дедушка, бабушка; сын, дочь. Результаты анализа показывают, что все дети 6 лет независимо от того, воспитываются ли они в детском саду или учатся в школе, имеют ориентацию на возраст. На вопрос о выборе той или иной роли из предложенных отвечают быстро, уверенно. Значимых отличий в количестве выборов роли взрослого или ребенка у шестилетних дошкольников и шестилетних школьников нет. Роль взрослого предпочитают 56% дошкольников и 50% школьников, роль ребенка — 44% дошкольников и 50% школьников. Выбирая для себя роль взрослого, дети 6 лет из детского сада и из школы дают следующие обоснования — хочу быть мамой, потому что: «она обед готовит», «буду ухаживать за детьми», «буду ставить чашки на стол», «нравится в коляске ребенка возить», «буду детей воспитывать», «люблю маму», «у мамы всегда малыш есть», «буду обед варить, укладывать детей спать», «люблю с маленькими няньчиться», «мама заботливая», «мама хорошая». Хочу быть папой, потому что: «я — мальчик», «хочу на машине ездить как папа», «папа помогает маме», «люблю папу», «папа самый главный», «папа добрый», «папа работает», «папа сильный». Хочу быть ребенком (сыном или дочерью), потому что: «люблю младшей быть», «на маленькую больше обращают внимание», «с маленьким играют», «маленькому шалить можно», «взрослому скучно, работать нужно», «маленький играет в игрушки», «дочке печенье дают, игрушки, за дочкой все ухаживают», «маленький играет и гуляет».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.