1. Ребенок указывает на частые конфликты с родителями или другими членами семьи. Во время психологического обследования ребенка, которое, как отмечалось выше, предваряет всякий психологический диагноз, после того как была исключена вероятность психического заболевания ребенка, с ним проводится клиническая беседа, в ходе которой ребенка расспрашивают о его взаимоотношениях с родителями. Здесь важно услышать и субъективное мнение ребенка о своих отношениях с родителями и его описание, чисто событийное, того, как обычно происходит это взаимодействие. Если ребенок маленький и дать вербальную рефлексию не может, то ту же информацию можно получить в ходе ролевой игры, например в «дочки-матери».
2. В общении с родителями (прародителями, братьями, сестрами) ребенок проявляет негативизм и непослушание. Эти признаки выявляются в ходе 'наблюдения за реальным взаимодействием ребенка с родителями. Взаимодействие может быть организовано как любая дидактическая игра, например «Архитектор и строитель» (особенно, если ребенок дошкольник) пли как беседа ребенка с родителями под наблюдением психолога-консультанта.
3. В общении с родителями или другими членами семьи ребенок проявляет непочтительность, дерзость и грубость. Информацию о таких поведенческих проявлениях ребенка также получают при непосредственном наблюдении за реальным общением родителей с ребенком.
В случае, если наблюдаются признаки 1—3, то в ходе дальнейшей клинической беседы с ребенком необходимо выявить зоны компенсации, т. е. содержание той референтной группы, которая помогает ребенку не чувствовать страдания в связи с нарушенным общением в семье.
Приведем пример семейной дезадаптации (компенсированная форма). К автору обратилась мама по поводу поведения сына 11 лет. Она жаловалась на непослушание, упрямство, «хамство» сына Сережи. Рассказала, что он старается как можно меньше бывать дома, поздно приходит с прогулки, так, чтобы поужинать и сразу лечь спать. По ее словам, в последнее время Сережа связался с компанией более старших ребят, которые курят, пьют, играют в подъезде на гитаре, поют песни. Более того, часть ребят из этой компании находится под следствием в связи с ограблением табачного ларька. Сережа в этом
Стр. 149
деле не участвовал, хотя и знал про него. Мама пыталась запретить Сереже дружить с этой компанией, но безуспешно. Тогда родители пытались не пускать сына на улицу, встречали его после школы. В связи с этим поведение мальчика в семье стало еще хуже.
Было проведено психологическое обследование Сережи, но признаков психического заболевания, а также ярких характерологических особенностей выявлено не было.
Во время обследования мальчик держался спокойно, раскованно, в контакт вступал легко. Выражен мотив экспертизы, подсказку принимал легко. Непосредственная память — норма, хорошая динамика заучивания. Опосредованно доступно, опосредованная память — норма. Мышление конкретное, наглядно-действенное, со средним уровнем обобщений. Процессы переключения и концентрации внимания — без особенностей.
При исследовании личности на первый план выступили: устойчивая адекватная самооценка, средний, адекватный, устойчивый уровень притязаний. Отмечался некоторый инфантилизм в сфере интересов, недоразвитие морально-нравственной сферы.
Итак, в ходе психологического обследования были установлены: адекватное поведение во время патопсихологического эксперимента, развитие ВПФ без особенностей, отсутствие ярких и значимых личностных конфликтов.
Во время организованного наблюдения за общением с родителями (беседа «Как мы проводим выходной день») стало видно отсутствие контакта между Сережей и родителями: не было контакта глаз, мальчик сидел, отвернувшись от матери и отца в позе подавленной агрессивности. В беседе занимал пассивно-оборонительную позицию. В ответ на все предложения матери и отца отвечал грубым отказом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.