Наряду с идентификацией В. С. Мухина вводит понятие «обособление» как механизм индивидуализации личности. Оба понятия диалектически связаны, их частное проявление в процессе половой социализации личности становится ключевым в раскрытии механизмов этою процесса.
Половая идентификация в структуре самосознания личности, по В. С. Мухиной («Я — Петя — хороший — мальчик— был, есть, буду — хочу — должен — имею право»), играет особую роль в развитии личности, являясь не только составной частью структуры самосознания, обеспечивая важнейший аспект социализации, но и существенно влияя на формирование всех других элементов данной структуры.
Исходя из этих положений, были определены основные задачи исследования:
— выявление категориальных структур, отражающих в сознании подростков из учреждений интернатного типа процесс половой идентификации;
— через исследование аффективных реакций подростков раскрытие их актуального отношения к различным половозрастным группам;
Стр. 182
— определение стереотипов полоролевой ориентации воспитанников учреждений интернатного типа и подростков из семьи;
— выявление полового диморфизма в механизмах половой идентификации подростков;
— сопоставление и определение различий в половой идентификации у воспитанников учреждений интернатного типа и подростков из семьи;
— определение возможных компенсаторных факторов в развитии социально желательной направленности половой идентификации у воспитанников из учреждений интернатного типа.
Для решения этих задач были использованы методы экспериментальной психосемантики (личностный дифференциал), где в построении субъективного семантического пространства находит отражение категориальная структура сознания испытуемых в заданной системе шкал и объектов. В математической обработке тестовых матриц были использованы варианты факторного и кластерного анализов. Цветовой тест отношений (8) с использованием аутогенной нормы Вальвефера-Люшера позволил определить характер аффективных реакций испытуемых как отражение их отношений к различным половозрастным группам. Основными методами исследований стали различные варианты метода наблюдения, которые проводились в московском детском доме и в детских загородных лагерях.
В исследованиях по экспериментальной психосемантике и цветовому тесту отношений приняли участие 47 подростков детского дома и 50 подростков из семей в возрасте от 11 до 14 лет.
Результаты исследований показали, что обобщенные структуры образов. Я у мальчиков и девочек различны. Наблюдается половая дифференциация в механизмах реализации притязания на признание. Сама социальная ситуация в воспитании детей также по-разному влияет на развитие каждого элемента структуры самосознания у мальчиков и девочек.
Психологическое время личности (был, есть, буду), по данным А. А. Кроник и Е. А. Кроник, различно для мужчин я женщин (4; 12) Подростки-юноши, склонные более актуализировать прошлое через призму настоящего в случае позитивного оценивания последнего, как бы «снимают» негативное переживание прошлого (пребывание в детском доме), легче адаптируются в новой социальной ситуации. Девушки, получив возможность после окончания средней школы-интерната поступить в вуз или оказавшись в социально благоприятной обстановке, острее переживают прошедшее в своей жизни, сталкиваются с серьезными субъективно-психологическими проблемами. В то же время в ситуации неблагоприятной среды маль-
Стр. 183
чики «сопротивляются» слабее, опасность развития ассоциального, криминогенного поведения у них выше.
Сложнее происходит их адаптация к условиям детского дома (интерната). Особая, наиболее тревожная тема в разговорах младших подростков — наличие родителей. Характерно, что об отце, как члене семьи, речь не идет. Ребенок, оказываясь в детском доме, уверен, что он здесь ненадолго, есть мама (тетя, бабушка, сестра), которая его скоро заберет. Включается механизм защиты против фрустрирующей ситуации, и наличие близких дает статус этой социальной защищенности. До тех пор пока у ребенка не установятся связи эмоциональной привязанности с кем-нибудь из взрослых или детей, пока этап адаптации не приведет к формированию идентификации со «старыми» детдомовцами, ребенок 'будет защищаться часто даже воображаемым образом мамы («Да у меня миллион мам, понял?!»).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.