Во время последующей клинической беседы с консультантом Сережа рассказал, что у 'них дома каждый день происходят конфликты с родителями по поводу его друзей. Содержание конфликтов стереотипно: Сережа хочет идти во двор, его не пускают, он пытается убежать, и если отец дома, то в таком случае нередко происходит наказание ремнем (признак!). На вопрос о том, что же ему так нравится в его компании, Сережа сказал, что больше всего ему нравится, что эти ребята старше его года на 3—4, относятся к нему как к равному, что сними весело и интересно. На вопрос о том, что он думает по поводу ограбления ларька, Сережа сказал, что он считает, что ребята не правы, он лично на такое дело не пошел бы, однако, считает возможным продолжать с ними дружбу и в такой ситуации.
Психологический диагноз — синдром семейной дезадаптации, компенсированная форма.
Стр. 150
В случае декомпенсированной формы синдрома семейной дезадаптации к объективно существующим особенностям детского поведения примешивается еще и субъективное ощущение неблагополучия в семейных отношениях, недовольство этими отношениями.
У ребенка отмечается наличие неудовлетворенности своими отношениями с родителями или другими членами семьи. Этот симптом может проявляться по-разному в зависимости от возраста ребенка. У детей-дошкольников симптом неудовлетворенности проявляется ярче всего в игре с родителями. (При ролевой игре происходит инверсия ролей, и когда ребенок разыгрывает роль родителя, он включает в нее травмирующие его моменты родительского поведения.) У детей школьного возраста этот симптом проявляется в виде разнообразных претензий к родителям, которые можно наблюдать в ходе организованного общения. Дополнительные признаки синдрома следующие:
1. Наблюдается амбивалентное отношение к родителям. Эти признаки нередко выявляются в беседе с родителями. Когда родители описывают свой контакт с ребенком, они нередко останавливаются на признаках этой психологической амбивалентности: «Она обнимает меня так, как будто хочет задушить», «Мы можем обниматься, а потом он вдруг ни с того, ни с сего начинает драться» и т. п. Это амбивалентное отношение также можно наблюдать в игре родителей с ребенком.
2. У ребенка отмечаются отдельные невротические реакции, которые ярче всего проявляются при общении с родителями или после психотравмы, полученной в семье.
Приведем пример декомпенсированной формы семейной дезадаптации. К психологу обратилась женщина 1938 года рождения по поводу сына Миши 12 лет. Она жаловалась на то, что не может справиться с сыном, заставить его соблюдать режим дня, есть по утрам, вставать с постели (мальчик учится во вторую смену). Миша часто ей грубит, как ей кажется, многие свои проступки совершает назло. Например, мама однажды долго просила Мишу умыться перед завтраком. Огрызаясь, он пошел в ванную комнату и пробыл там довольно долго. Вышел, по словам матери, с хитрой улыбкой. Когда матери понадобилось вымыть руки, она обнаружила, что кусок мыла утыкан иголками. Она долго расспрашивала Мишу, зачем он это сделал, но Миша категорически не хотел признать свою вину. У Миши энурез и энкопрез, которые возникли после того, как его в 5-тилетнем возрасте забрали от бабушки и он стал жить в Москве с родителями. Мишин отец очень строгий, предъявляет Мише жесткие требования, за невыполнение которых Мишу ожидают телесные наказания, т. е. осуществляет воспитание по типу повышенной моральной ответствен-
Стр. 151
ности. Мама — нервная женщина с потребностью в теплой близкой обстановке, стремится устанавливать симбиотические отношения, навязывает воспитание по типу доминирующей гиперпротекции. Ребенок находится в противоречивой ситуации противоположных родительских установок, при этом отношения с родителями 'не могут удовлетворить его основную социальную потребность — воспитание по типу повышенной моральной ответственности, в принципе, не подразумевает одобрения, признания и принятия, а доминирующая гиперпротекция ограничивает свободное развитие личности, грубо не соответствует возрастным особенностям мальчика, вызывает у него реакции эмансипации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.