Арттерапия проводилась в Ереване и в п/л «Звенигородка». Председатель Детского фонда Армении, ректор консерватории Э. С. Оганесян собрал лучших музыкантов и певцов из числа студентов и аспирантов консерватории. Ведущий (или психолог) говорил с детьми только на армянском языке.
Детей рассаживали в первых рядах зала со сценой. На сцене (или внизу возле детей) располагался ведущий (психолог или понявший и принявший суть арттерапии музыкант). Он начинал тихо говорить на армянском языке, свободно импровизируя тему с заданными основными смысловыми блоками: «Мы, дети, с вами...», «Вы наши дорогие дети...», «Вся планета...», «Наша страна...», «У нас в Армении...», «Наши прадеды, деды, отцы...» Задача этого контакта — соединить одиноких, разобщенных горем детей с сильными взрослыми, со своей нацией, со своей страной, расширить их чувства до позиции Землянина. Условие: в содержание обращения к детям не включать травмирующие детей темы. Время беседы 1—4 мин.
Данный после этого импровизированный концерт состоял из трех этапов.
На первом этапе состоялось развернутое общение-обсуждение национальных инструментов, которые принесли с собой музыканты.
Здесь работают смысловые и эмоциональные блоки: «У нас и Армении...», «Наши предки...», «Наш народ...», «Наша музыка...», «Наши песни...» Детям предлагали назвать демонстрируемые национальные инструменты (кяманча, дудук, клар-
Стр. 9
пет, свирель, зурна, ударные инструменты), послушать «нашу народную музыку». После одного-двух произведений желающим предлагалось выйти на сцену и исполнить что-нибудь для других детей. Условие этого этапа коррекционной работы: начинают исполнять со спокойных не темповых произведений; репертуар строится так, что постепенно музыка становится громче и ритмичнее. Ведущий постоянно обращается к ребятам в зале и к тем, что поднялся на сцену. Время первого этапа 13—15 мин.
Второй этап концерта включал танцы и пение со взрослыми. Здесь работают глубинные ассоциации, связанные с эмоциями, ритмами и движениями, приобретенными армянскими детьми во всем предшествующем опыте во время традиционных праздников и по случаю других значимых событий.
Условие этого этапа коррекционной работы: темповая, ритмичная музыка; на сцену приглашают всех присутствующих детей; музыканты не просто исполняют, а сами танцуют вместе с детьми; другие взрослые выходят на сцену и танцуют с детьми. Время второго этапа 15—20 мин. На третьем этапе концерта темп и громкость музыки постепенно снижаются. Дети садятся па свои места. Ведущий предлагает детям успокоиться, закрыть глаза и на фоне тихой музыки проводит суггестивную релаксацию. (В других случаях на фоне тихой музыки детям рассказывают сказку, где четко представлены завязка, конфликт положительных и отрицательных героев и «happy end».) Время третьего этапа 12—15 мин. Общее время сеанса терапии 45—50 мин. Арттерапия оказалась чрезвычайно эффективной по своему психологическому воздействию па детей *.
Па первом этапе арттерапии дети с готовностью слушали и принимали то, о чем им говорил ведущий. Надо сказать, что в этой исключительной ситуации общенациональной трагедии все проводившие диалог с детьми сами находились в особом эмоциональном состоянии (как и все армянское население) и их направленность на детей была исключительной. Дети легко раскрепощались, соучаствовали в концерте, всегда называли национальные инструменты и всегда находилось немало мальчиков, готовых играть на них.
На втором этапе арттерапии дети с выраженным двигательным возбуждением начинали с готовностью исполнять ритмические и темповые национальные танцы. Неорганизован пая двигательная активность обретала русло ритмичных движений и тревожные лица детей преображались удовольствием от происходящего. Явно заторможенные дети сами не вы-
* При подготовке музыкального и песенного репертуара исполни гелям оказалось не так просто подобрать мажорную армянскую музыку (у армян больше минорной музыки) в соответствии с условиями арттерапии.
Стр. 10
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.