шестилетних детей является естественной для них деятельностью, она развивает рефлексию на других и на самого себя. Взятие на себя большого числа разнообразных ролей естественно для ребенка. Поэтому предложение для игрового сюжета роли «я — маленький» и «я — взрослый» не является для ребенка из ряда вон выходящим предложением.
Наблюдение за играми детей осуществлялось путем одномоментных срезов. С помощью данного метода выявлялся диапазон игр, отображающих какие-либо стороны личностного времени, выяснялось, как часто выбирают дети такие сюжеты. Для того чтобы выяснить, какое место в играх детей вообще занимают игры, связанные с личностным временем, фиксировались все игры детей, а затем вычленялись те, которые связаны с психологическим временем.
В соответствии с режимом детского сада время игр — это утренний отрезок времени до завтрака, после занятий на прогулке и во второй половине дня после дневного сна. Мы приходили заранее, чтобы застать момент возникновения игры, распределения ролей. Дети привыкли к экспериментатору и это не мешало им чувствовать себя свободно. Обычно во время игровой деятельности дети группируются в соответствии с выбором того или иного сюжета. Это облегчало наблюдение за теми группами детей, игры которых имеют временную направленность.
Данная методика позволила убедиться в том, что в игре как основном виде деятельности ребенка развивается рефлексия на самого себя и других в прошлом, настоящем и будущем.
Анализ результатов первого этапа исследования позволил выявить общие поведенческие, эмоциональные реакции детей в связи с обращением их к собственному прошлому и будущему.
Игру в путешествие во времени дети воспринимают с большой заинтересованностью. После того как игра была проведена (через несколько дней), дети спрашивают: «А еще будем играть в игру, когда мы были маленькие и большие?» Дети с легкостью входят в роль «маленьких» и «взрослых», с удовольствием и интересом изображают себя в прошлом и будущем. Изображая себя в прошлом — маленькими детьми, они начинают ползать на четвереньках, ходят мелкими шажками, сильно раскачиваясь. Пытаются придать своему лицу характерное, по их мнению, выражение маленького ребенка: высовывают язык, таращат глаза, изображают застывшую на лице улыбку или, наоборот, — плаксивое выражение. Разговаривают, намеренно искажая слова, нарочито «детскими» голосами. Изображая себя в будущем взрослыми, дети стараются ходить необычно широкими шагами, говорят громко и отчетливо. Они говорят о том, что нужно идти па работу, в магазин или нужно шить, стирать. Некоторые дети из взрослых занятий выбирают те, на которые для них наложен запрет: «берут спички»,
Стр. 92
«разжигают костер и жарят на нем шашлык», «курят», «пьют вино».
Анализ результатов наблюдений за играми детей путем одномоментных срезов показал, что в число зафиксированных 60 игр входили и специальные сюжеты, в которых ребенок брал на себя роль, связанную с личностным временем («я — маленький», «я — взрослый»). Однако таких ролей было очень мало.
Цель второго этапа исследования — изучить содержание психологического времени у детей шестилетнего возраста, воспитывающихся в детском саду и обучающихся в школе. Для выполнения поставленной цели были использованы следующие методы: беседа; анализ продуктов деятельности; фиксирование значимых ролей; рефлексия настоящего в прошлое и будущее.
В ходе опроса (беседы) выяснялись: 1. Представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. 2. Представления о своих умениях в прошлом, настоящем и будущем. 3. Отношение, к себе в прошлом, настоящем и будущем. 4. Осознание ребенком значимости его личного прошлого, настоящего и будущего.
Использовались вопросы открытого и закрытого типа. Опрос проводился индивидуально с каждым ребенком. Содержание вопросов не вызывало у детей удивления или особых затруднений в формулировке ответа. Все дети проявляли интерес к беседе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.