— Пять, — ответила Машка.
— О, да ты совсем старушка!
И вдруг губы у Машки задрожали — и громкие рыдания огласили столовую» (14).
Последние два наблюдения показывают, что, хотя детям свойственно желание скорее стать взрослыми, иногда у них отмечается и желание сохранить свой возраст, остаться ребенком. Это связано с тем, что предлагаемый возраст менее привлекателен, и они это понимают. В других случаях оказывается выражено стремление сохранить свою индивидуальность, автономию, остаться самим собой.
Анализ дневниковых записей позволяет сделать следующие выводы. В дошкольном возрасте ребенок оценивает свой возраст, сравнивая себя с другими. Основная тенденция в отношении дошкольников к своему возрасту — считать себя
Стр. 105
большими независимо от возраста и стремление стать старше, изменить свой возраст.
Рассмотрим далее результаты исследования. Сводные данные, полученные по основной методике, приведены в таблице.
Оценка привлекательности возраста, %
Возраст испытуемых |
Кем лучше быть |
Хочу превратиться |
|||
взрослым |
ребенком |
во взрослого |
остаться как есть |
в маленького |
|
3-4 4-5 5-6 6-7 7-8 8-9 9-11 |
82,6 84.2 84.0 64,6 60,7 58,3 53,1 |
17,4 15,8 16,0 35,4 39,3 41,7 46,9 |
- 76,9 69,2 81,3 40,0 20,8 18,8 |
- 15,4 15,4 12,5 40,0 70.8 65.5 |
- 7,7 15,4 6,2 20,0 8,4 16,6 |
Всего |
69,6 |
30,4 |
51,8 |
36,6 |
11,6 |
Рассмотрим, какие ответы дают испытуемые на вопрос:
«Кем лучше быть — взрослым или ребенком?» Обратимся к таблице, где в процентах указано число детей разного возраста, для которых более привлекательным является тот или иной возраст. Прежде всего обращает на себя внимание следующая закономерность: большая часть всех испытуемых (2/3) считают, что лучше быть взрослым. В качестве обоснований при этом дети называют привлекательные, на их взгляд, стороны взрослой жизни. Во-первых, это большие возможности взрослых, связанные с их материальной и личной свободой («везде, куда хочешь, можно самому ездить», «взрослый деньги зарабатывает», «взрослым можно все», «взрослые ихних детей воспитывают», «взрослые могут детям приказывать»). Во-вторых, это видимые привилегии взрослого человека, которые имеют скорее внешний, а иногда и случайный характер («у взрослых два выходных, а у школьников — один», «у взрослых отпуск бывает», «в школе уроки задают, а на работе — нет», «у взрослых тихого часа нет»). В-третьих, привлекательность взрослости — наличие у взрослых людей более высокого уровня физического и психического развития («все буду знать», «взрослые — они сильные», «буду всем помогать и все уметь»). Обнаруживаются и возрастные разлитая: чем старше ребенок, тем более содержательными становятся критерии оценки взрослости, тем меньшее внимание уделяется чисто внешней стороне и больше — внутренней стороне жизни взрослых. У детей 3—5 лет в отдельных случаях вообще отсутствуют обоснования выбора или они носят слишком общий характер («я так хочу», «мне так мама сказала»).
Стр. 106
Около трети всех испытуемых считают, что лучше быть ребенком. В качестве оснований при этом называются как привлекательные стороны детской жизни, так и непривлекательные — взрослой. Например, дети отмечают большую занятость взрослых, отсутствие у них свободного времени, возможностей для отдыха («у ребенка много свободного времени», «у взрослых очень много дел, и на улицу моя мама не выходит»). Более старшие дети считают, что детям вообще легче жить («взрослым быть намного трудней, это такой возраст, что должны решать разные задачи»). С возрастом увеличивается число обоснований, связанных с пониманием ограниченности человеческой жизни («еще жизнь впереди, проживешь больше», «еще расти и расти, не скоро умирать»), но такие обоснования появляются только после 8 лет.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.