Форма проведения: индивидуальная или парная. При работе с группой из двух детей эффект усиливается благодаря взаимному эмоциональному заражению. Важно, чтобы дети, составляющие пару, были близки друг другу по возрасту и психическому складу. Если группа включает более двух детей, то проведение методики осложняется трудностями в поддержании достаточно тесного эмоционального контакта между психологом и каждым из детей.
Проведение методики включает пять этапов предварительную беседу, создание изображения, уничтожение изображения, рациональное объяснение ребенку смысла показанного приема и последующую релаксацию (последний этап повышает действенность методики, но не является обязательным). Проведение каждого из этапов должно варьироваться в соответствии
Стр. 116
с возрастом и психическим складом детей, их состоянием, отношением к заданию и т. п.
I этап составляет беседа с ребенком о том, бывает ли ему страшно, если да, то чего именно он боится, не мешает ли ему что-либо спать и т. п. Со стороны психолога не должно осуществляться никакого давления во избежание появления наведенных страхов; беседа ведется в свободном непринужденном тоне.
Если ребенок признает наличие у него страхов, то (независимо от того, конкретизирует он их или нет) психолог предлагает ему научить его, как с ними бороться. Дошкольникам достаточно объяснить, что свой страх нужно нарисовать. Старшим детям желательно давать мотировку типа: «Если хочешь прогнать страх, то нужно сделать, чтобы он был не в тебе, а снаружи — вот на этом листе. Для этого его надо нарисовать».
Если ребенок не признает наличия у себя страхов, но они выявляются по рассказу родных или по данным психологического обследования, то для постановки задачи можно использовать игровую (с точки зрения дошкольника) или литературную (со школьниками) преамбулу. В первом случае психолог говорит ребенку, что кукла (или нарисованный самим ребенком человек) очень боится и надо помочь ей прогнать страх. Во втором случае таким персонажем становится герой истории, сочиняемой ребенком под руководством психолога.
II этап — обсуждение того, как можно изобразить страх, и последующее создание самого изображения. На этом этапе могут возникать следующие трудности
1. Ребенок отказывается рисовать, утверждая, что он не сумеет нарисовать то, что нужно. В этом случае надо объяснить, что рисунок вовсе не должен быть хорошим — наоборот, страхи лучше рисовать плохо, так как они сами плохи и незачем их украшать.
2. Ребенок не называет конкретных страхов, так что не ясен предмет изображения В этом случае можно рекомендовать один из двух приемов: а) персонификация страха в виде какого-либо очень неприятного, страшного животного, черта и т. п. (этот прием целесообразен при работе с рационалистичными детьми); б) рисунок, непосредственно выражающий эмоциональное состояние (при работе с эмоциональными детьми);
ему может предшествовать обсуждение типа: «Как ты думаешь, какого цвета должен быть страх, какой цвет ему больше подойдет?» и т. п.; при продолжающихся затруднениях может быть дан образец рисунка: «Я бы, наверное, стал рисовать страх вот так», — с этим словами психолог проводит несколько резких черных штрихов, или сажает на лист кляксу черной туши, или еще как-либо создает бесформенное черное пятно.
Стр. 117
В то время, пока ребенок рисует, психолог, используя невербальные средства общения и отдельные незначимые слова («так... да, вот так...»), старается поддержать у ребенка сосредоточенность, серьезное отношение к деятельности, не провоцируя при этом реальной актуализации чувства страха (некоторая эмоциональная напряженность, однако, допустима и даже желательна). Если рисунок получается эмоционально невыразительным, то можно воспользоваться приемом задания образца, описанным выше («Давай я немного тебе помогу, чтобы сразу было видно, что мы рисуем страх. Ну что, теперь так как нужно?»).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.