Пользуясь случаем, хочется выразить благодарность медицинским работникам детского отделения ортопедической больницы г. Еревана, которые в тяжелейших условиях — ежедневного поступления большого количества травмированных детей — делали все возможное и невозможное, чтобы сохранить жизнь и здоровье пациентам, избежать ампутаций. За все время нашего пребывания в больнице было проведено только 5 операций по ампутации конечностей, что говорит о высоком профессионализме всего персонала отделения.
Конечно же, подобное стихийное бедствие — редкость (хотя это и не означает, что к нему не надо быть готовым), однако из стен данной и других, подобных ей, больниц и в обычное время выходят дети-инвалиды, которым необходима помощь психолога. В связи с этим одной из первостепенных задач является создание центров психологической помощи, которые наряду с другими, не менее важными проблемами, будут заниматься вопросами социально-психологической реабилитации детей-инвалидов.
И.Б.Гриншпун
ЭЛЕМЕНТЫ СИМВОЛИЧЕСКОГО ОТРЕАГИРОВАНИЯ
В ЭКСПРЕСС-ТЕРАПИИ ДЕТСКИХ СТРАХОВ
И НАРУШЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Данная статья не преследует собственно научных целей. Ее задача — ознакомить практиков с опытом использования некоторых терапевтических приемов, оказавшихся продуктивными в нашей работе с детьми, перенесшими трагедию землетрясения в Армении.
Укажем на ряд обстоятельств, существенных, с нашей точки зрения, для того, кто намерен пользоваться этими приемами в дальнейшем.
Наша работа проводилась с 13 по 22 декабря 1988 г., когда перенесенная детьми острая психическая, травма, во многих случаях сопряженная с травмами физическими, в основном непосредственно определяла характер и содержание детских переживаний. Однако уже в ходе нашей работы, в особенности к концу ее, мы сталкивались со случаями качественно иных
Стр. 33
переживаний, спровоцированных трагедией, но содержательно с ней не связанных. Это означает возможность существенного изменения — в силу временных, социальных, социально-психологических и иных причин — симптоматики, по поводу которой происходит обращение к терапевту. Более конкретно, нам представляется практически неизбежным «наложение» на острую психическую травму хронических невротизирующих факторов (затяжная психическая травма), обладающих, как известно, особым патогенным влиянием. В этой ситуации экспресс-терапевтические приемы становятся вспомогательными по отношению к стандартным терапевтическим процедурам.
Следующим обстоятельством явилось то, что в целом мы в силу объективных причин имели крайне небольшие возможности для получения как анамнестических, так и катамнестических данных (последнее в связи с тем, что большая часть клиентов через день или два после начала работы с ними уезжала на жительство в другие районы СССР). Таким образом, нам приходится опираться на данные о состоянии ребенка и его динамике, полученные в ходе непосредственной работы с клиентом.
Наконец, условия не позволяли широко применять формы групповой работы, эффективность которых подтверждена в практике других участников группы, работавшей под руководством проф. В. С. Мухиной.
Ниже мы остановимся на опыте работы с детьми 12— 14 лет, осуществленной в больнице № 3 г. Еревана (отделение хирургии) и в консультативном пункте, располагавшемся в Центре молодежи. Работа проводилась совместно с Л. С. Максапетян, С. Г. Мнацаканян и А. Л. Венгером.
Основными проблемами, по поводу которых осуществлялось консультирование и экспресс-терапия, были следующие:
1. Страхи, связанные с выраженной тревогой относительно возможного повторения землетрясения. Особенно ярко они проявлялись в вечернее время и в ситуации одиночества в виде острой аффективной реакции на резкие звуки, гул самолетов и автомобилей, в нарушениях сна. Часто — боязнь высоты и замкнутого пространства.
2. «Невротические страхи» (в терминологии А. И. Захарова [1]), по содержанию непосредственно с землетрясением не связанные, в целом характерные для этого возраста, но возникшие или резко обострившиеся, по словам клиентов или их близких, после пережитой трагедии. Наиболее частые случаи:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.