Психологи использовали разнообразные методы для оказания помощи детям через рисование, игры, контактную суггестивную релаксацию, внушение и др.
В Арменпресс 13 декабря 1988 г. по телетайпу поступило описание психо-коррекционного метода Р. Баттеруорта, который был апробирован после землетрясений в Калифорнии, Италии, Югославии и Мехико. Лечение сейсмофобии состоит из серии мер, имитирующих землетрясение. Практикуется так называемая игровая терапия. Вместе с психокорректором дети отроят город из игрушечных зданий, а затем имитируют
Стр. 7
землетрясение. В тренинге используются куклы, которые выступают в роли жертв. Дети проигрывают пережитые ими ситуации землетрясения, что должно облегчить их состояние. Р. Баттеруорт показал, что после землетрясения в Калифорнии дети, с которыми играли в «город, который подвергается землетрясению», быстро оправились. Московские психологи совместно с коллегами из Армении включили модификацию метода игры в землетрясение в коррекционную работу в г. Ереване и п/л «Звенигородка».
При работе в этих пунктах мною были опробированы как авторские нижеизложенные методы идентификационной коррекции личности.
Метод идентификации с игрушкой. Всем известна потребность ребенка в игрушке, особенно в кукле или мягкой зверушке. Правильно подобранная игрушка (см.: В. С. Мухина. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, № 2) вызывает у ребенка положительные эмоции (бескорыстную доброжелательность, сочувствие, сорадость и др.), поэтому она становится помощником психолога и в психокоррекционной работе. Так как с разных концов нашей страны и из-за рубежа игрушки поступали в достаточном количестве, то в ряде случаев мы имели возможность предоставить каждому ребенку в группе других детей, находящихся далеко от близких и родных, право выбрать ту игрушку, которая будет отныне принадлежать только ему одному *. Каждый выбирал свою 'игрушку, при всех давал ей имя, после чего все дети включались в предлагаемый им ритуал идентификации со своей игрушкой. Радость и оживление охватывали всех, независимо от возраста (7— 15 лет) и пола. В этих случаях не было отказа от игрушки или от исполнения ритуальных действий. Затем проводился сеанс суггестивной релаксации; в сюжет внушения входил ребенок и его игрушка. Многие дети при этом засыпали. После сеанса дети с сияющими глазами прижимали к себе свои игрушки, отмечалось доверие к психологу и радостное настроение.
Максимальное количество детей, с которыми можно достаточно успешно работать — 13—15.
Метод арттерапии. Любая денривация сказывается на структуре самосознания ребенка. В результате землетрясения и его последствий была установлена регрессия личностных образований у детей всех обсуждаемых (дошкольный, младший и средний школьный) возрастов, особенно было блоки-
* Сама но себе ситуация, обеспечивающая право выбора, ставит человека в особую, значимую для него позицию предоставления возможности выбора игрушки, одежды, необходимых компонентов нормальной жизни, всякий раз позитивно изменяя состояние детей: они оживлялись, становились сосредоточеннее.
Стр. 8
ровано звено жизненной перспективы («Я буду»): дети боялись думать о будущем и боялись своего страха, связанного с будущим. Подростки и более старшие дети пытались обсуждать именно переживаемый сегодня страх.
Многие дети были лишены общения с близкими; окружающие их взрослые, хотя и отвечали за их жизнь, но во многих случаях были новыми для них людьми. Для восстановления психического равновесия на основе открытых в психологии механизмов, дающих человеку уверенность и чувство психической защищенности, специально для армянских детей, пострадавших от землетрясения, был разработан метод арттерапии — идентификационная коррекция личности средствами народного искусства. Терапия (на тех же психологических основаниях) проводилась только на родном армянском языке. Главная цель арттерапии: возродить приглушенную катастрофой и психической регрессией психологическую связь ребенка со своим народом; дать детям почувствовать, что они не сами по себе, а являются ценностью своей нации (о феномене национального «Мы» см.: В. С. Мухина. Проблемы генезиса личности. М., 1985).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.