В исследовании образа «Я» у мальчиков первый фактор получил название «Сила—пассивность». В его состав вошли шкалы: искренность, сила, надежность, лень; на противоположном полюсе: веселость, послушность, активность. У девочек выделен фактор «Хитрость — активность» (хитрость, смелость, ум,
Стр. 185
грубость, веселость, активность, независимость; на отрицательном полюсе: лень).
Активность как качество также актуализировано у девочек по объекту «Женщины» в факторе «Смелость—хитрость»: на положительном полюсе — смелость, хитрость, решительность, активность, сила; на отрицательном — лень, независимость.
У мальчиков по этому же объекту первый фактор получил название «Робость» (на положительном полюсе: ум, робость, искренность, надежность, послушность; на негативном полюсе: лень, упрямство).
В объекте «Мужчины» мальчики выделили фактор «Доброта»: доброта, смелость, надежность, решительность, уверенность; на противоположном полюсе: опасность, грубость, робость, тревожность. У девочек по объекту «Мужчины» фактор — «Ум»: ум, сила, тревожность, смелость, искренность, опасность.
Таким образом половой диморфизм наиболее ярко был выявлен в сопоставлении образа «Я» с проективным представлением о «мужчинах» и «женщинах». Образ «Я» у девочек тождественен представлениям о «Женщине» (смелость, хитрость, ум, активность; на противоположном полюсе: лень). В целом уровень идентификации у девочек ближе к «женщинам», чем к «девочкам», т. е. ориентирован в будущее. Качественные параметры идентификации будут рассмотрены ниже, при сопоставлении представлений фемининности-маскулинно-сти у воспитанников детского дома с подростками, воспитывающихся в семьях.
У мальчиков совпадение образа «Я» с «Мужчинами» выражено не так значимо, как у девочек с «Женщинами», но в отличие от своих сверстниц они наделяют «Мужчин» маскулинными, соответствующими своему полу, качествами (доброта, смелость, надежность, решительность, уверенность, не-опасность, не-робость). В представлениях о женщинах у мальчиков преобладает фемининность: робость, послушность.
Однако параллельные исследования по цветовому тесту отношений с теми же детьми не подтвердили на значимом уровне гипотезу о половом диморфизме восприятия полов. Исследование начиналось с традиционного теста Люшера («Выбери из этих карточек наиболее красивую, приятную для глаз»). Затем предлагалось подобрать цвета-характеристики «большинство мальчиков», «большинство девочек», «большинство мужчин», «большинство женщин». Результаты сопоставлялись с аутогенной нормой Вальнефера-Люшера (34251607) с помощью коэффициента корреляции Спирмена.
В оценке полов и мальчики и девочки оказались единодушны, но качественная оценка самих полов оказалась иной, чем в исследованиях с помощью личностного дифференциала (раз-
Стр. 186
личия в оценках были выявлены на уровне значимости α < 0,05).
Положительные оценки «Девочек» и «Женщин» (красный, желтый, зеленый) резко контрастируют с оценками «Мальчиков» и «Мужчин» (черный, серый, коричневый). В беседе подростки пояснили, что черный цвет у них ассоциируется со злостью, грубостью и т. п.
В представлении воспитанников детского дома мужчины и женщины — на противоположных полюсах: негативном и положительном. Это соответствует реальной жизненной ситуации этих детей. Неблагополучие семьи чаще связывается с поведением или с отсутствием отца (выше говорилось о значимости для ребенка образа мамы). У многих детей из детских домов и интернатов в метриках «отец» — прочерк. Стереотипы обыденного сознания в силу преимущественно женского характера воспитания также отражают негативное отношение к мужчине-отцу.
Несовпадение результатов двух экспериментов в оценке полов обусловлено различием психологических объектов, которые они исследуют. Экспериментальная психосемантнка нацелена на изучение индивидуальной системы значений субъекта, которая опосредует психические явления, связанные с сознанием. Одной из задач психосемантики, в формулировке В. Ф. Петренко, является выделение категориальных структур, опосредствующих восприятие, и осознание субъектом различных содержательных сфер деятельности (структур обыденного сознания). А. Г. Шмелев видит задачу психосемантики также в диагностике типов дискоординации репрезентативных уровней. Можно сделать предположение, что полученные факторы в нашем исследовании выявили только часть этих структур.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.