нально, употребляя уменьшительно-ласкательные выражения: «была толстенькая, капризная»; «соску роняла»; «тянулась к маме на руки»; «послушная была»; «был кудрявенький»; «меня мама любила»; «был хорошенький»; «щечки были пухлые»; «кричал много и смеялся»; «ножки были кривые».
Рассказывая о себе в будущем, дети указывают конкретную профессиональную деятельность: буду летчиком, строителем, пограничником, офицером, комбайнером.
Специальные вопросы уделялись выяснению того, как в сознании ребенка отражены представления об их прошлом и будущем в связи с общением и беседами близких. Оказалось, что в большем числе случаев (40%) дети выделяют впечатления о своем прошлом. Действительное общение взрослых членов семьи по поводу того, каким ребенок был в прошлом и каким он станет в будущем, не выявлялось. Данные беседы показывают, что дети 6 лет дают характеристику своих занятий в настоящем, прошлом и будущем (табл. 2).
Таблица 2
Виды деятельности, приписываемые себе детьми шести лет
в прошлом, будущем, настоящем, %
Виды деятельности |
Дети, воспитывающиеся в детском саду |
Дети, обучающиеся в школе |
||||
Прошлое |
Настоящее |
Будущее |
Прошлое |
Настоящее |
Будущее |
|
Продуктивная Учебная Игровая Профессиональная «Не знаю» |
13,5 - 18,0 - 31,5 |
94,5 4,5 - - - |
- 9 - 54,0 22,5 |
27,0 4,5 13,5 - 31,5 |
81,5 18,5 - - - |
- - - 63,0 31,5 |
Стр. 95
Не учтенные в табл. 2 ответы: «Ничего не умел делать в прошлом» (3% дошкольников, 9% школьников). «Все буду уметь в будущем» (13% дошкольников, 9% школьников).
Оказалось, что все дети 6 лет особенно ценят в своем настоящем продуктивную деятельность, выделяя умение лепить, рисовать, делать поделки, стирать, убирать.
У шестилеток, обучающихся в школе, несколько повышается значение учебной деятельности в их настоящем (у дошкольников — 4,5%, у школьников — 18,5%).
Игровая деятельность называется шестилетними детьми обеих групп только в прошлом. У детей шестилетнего возраста из школы более заметна тенденция относить к своему прошлому продуктивную деятельность (у дошкольников — 13,5%, у школьников — 27 %).
На профессиональную деятельность в будущем направлено 54% дошкольников и 63% школьников.
В ряде вопросов детям предлагалось с помощью «волшебника» переместиться в свое прошлое, будущее и остаться там навсегда или остаться навсегда в своем настоящем. Результаты ответов приведены в табл. 3
Таблица 3
Ориентации детей шести лет в личностном времени, %
Ориентации |
Однозначная ориентация на конкретное время |
|
Дети, воспитывающиеся в детском саду |
Дети, обучающиеся в школе |
|
Прошлое Будущее Настоящее |
- 86 18 |
9,0 49,5 4,5 |
Примечание. В таблице не учтены ответы «Не знаю» и выбор двух времен.
Данные опроса показали, что ориентация на прошлое (желание превратиться в маленького ребенка и остаться таким навсегда) детьми 6 лет в детском саду не высказывается. Среди школьников 6 лет есть дети, которые хотели бы вернуться в свое прошлое. Названные причины: «Маленьким быть хорошо», «Маленьким можно играть», «Когда вырастешь, надо умирать».
Желание поскорее стать взрослыми в большей степени выражено у детей из детского сада. Среди причин нежелания оставаться маленькими, а стать сразу взрослыми названы: «Маленьким быть плохо», «Хочу вырасти», «Взрослым быть лучше», «Хочу быть взрослым, чтобы работать», «Маленькие ничего не умеют делать», «Взрослые много знают и умеют»,
Стр. 96
«Хочу быть как мама», «Хочу быть тетей», «Хочу на машине ездить».
Среди детей 6 лет, обучающихся в школе, заметно уменьшается число желающих сразу превратиться во взрослого. Названные причины: «Не поверят, что сразу вырос», «Надо самому расти», «Хочу учиться».
Анализ продуктов изобразительной деятельности проводился по трем параметрам: половая идентификация, изменения в величине, наличие деятельности. Результаты представлены в табл. 4.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.