Обращают на себя внимание данные таблицы по возрастной группе от 6 до 7 лет. Статистическая обработка результатов показала, что существуют статистически значимые различия (по критерию х2 на уровне a==0,01) между возрастными группами 6—7 и 7—8 лет (по характеру желаний превратиться во взрослого или маленького). Статистически значимые различия существуют также между группами 3—7 лет и 7— 11 лет по ответам детей на вопрос «Кем лучше быть — взрослым или ребенком?» Таким образом, перелом в отношении ребенка к своему возрасту происходит именно в 7 лет. Отметим, что в исследовании приняли участие различные по фактору места группы шестилетних детей — ученики нулевых классов в школах, воспитанники подготовительных групп в детских садах, ученики первых классов в детских садах и школах. Специфичность материалов, полученных от детей этого возраста, состоит прежде всего в том, что именно на него
Стр. 108
приходится пик желания превратиться во взрослого (81,3%), несмотря на то, что взрослость считают более привлекательным возрастом меньшее число детей, высказавших желание превратиться в маленьких и остаться такими, какие они сейчас. Мы полагаем, что эти данные выражают симптомы кризиса семи лет (Л. С. Выготский (1)): ребенок, отрицая настоящее и прошлое, направлен, устремлен в будущее, к новым видам деятельности и взаимоотношений с окружающими.
Во всех возрастных группах испытуемых встречаются дети (от 6,2 до 20%, в среднем по выборке — 11,6%), высказавшие желание, чтобы волшебник превратил их в маленьких. В специальной литературе мы не нашли указаний на то, что это норма для личностного развития ребенка. Мы полагаем правомерным положение о том, что нормально развивающийся ребенок в нашей культуре устремлен в будущее, которое в его сознании должно связываться с настоящим (12). Мы полагаем, что желание ребенка превратиться в маленького отражает негативные тенденции в развитии личности, служит показателем неудовлетворенности его своим настоящим.
Проведем психологический анализ некоторых данных углубленного исследования.
Юля О. — 10 лет, ученица 3-го класса. На вопрос «Кем лучше быть — взрослым или ребенком?» — ответила, что лучше быть ребенком, потому что можно поиграть с подружками. В ситуации с волшебником пожелала превратиться в маленького ребенка: «Хочу превратиться в ребенка 3 лет, чтоб меня в колясочке покатали». Данные углубленного обследования этого ребенка показали наличие невротических проявлений (грызение ногтей), повышенной тревожности. Семейная ситуация девочки неблагоприятна. Она отражает в рисунке как конфликтные отношения между взрослыми членами семьи (бабушка — отец, отец — мать, дедушка — отец), так и отчуждение женщин в семье по отношению к себе. Ситуация усугубляется за счет того, что с отцом и дедом у ребенка складываются теплые, эмоциональные отношения, а с матерью и бабушкой — холодные, конфликтные. Девочка видит, что мужчины в семье не имеют реальной силы, находятся в подчиненном положении, и это усугубляет ее переживания. Эмоционально холодные бабушка и мама относятся к девочке формально, требуя от нее только послушания и успехов в учебе. Юля высказывает следующее «заветное желание»: «хочу, чтобы я слушалась старших, которые меня окружают», «хочу, чтобы я хорошо училась», «хочу, чтобы мной были все довольны». Оценивая себя по шкале «хороший — плохой», Юля считает, что в прошлом и будущем она хорошая (на верхней ступеньке «лесенки»), а в настоящем — средняя (на средней ступеньке), потому, что «я бываю и хорошая и плохая». Та-
Стр. 109
кая же структура оценки себя во временя и по шкале «умный — глупый». Можно констатировать, что девочка не удовлетворена своим настоящим, обнаруживает повышенный уровень тревожности. Желание переместиться в прошлое, стать маленькой может рассматриваться как способ компенсации возникшей напряженности, снятия проблемности жизни ребенка.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.