На уроках рисования, кроме того, нами проводились беседы по темам декоративно-прикладного искусства чукчей и эскимосов: «Резьба и гравировка по кости», «Херче» и др. Дети рисовали сюжеты из сказок, написанные по мотивам национального фольклора и краеведческого материала: «Сказки Теньки», «Сказки дела Узлена», «Страна Берингия», «Сказки Голубоглазки», «Путешествие в страну Еврашатию» и др. Те-
Стр. 114
матика таких уроков, а также самостоятельная работа учащихся в кружке по изготовлению изделий из меха, бумаги, ткани: «Танец чаек», «Морзверобои», «Чукотский календарь», «Шаман», «Пеликан» и другие была направлена на воспитание ценностных ориентации на самобытную национальную культуру у детей коренных народностей Чукотки.
Наряду с воспитанием национального самосознания на уроках рисования мы формировали и интернациональное самосознание. С этой целью мы знакомили детей с искусством народов СССР и народов Мира, читали и рассказывали сказки и мифы разных народов, а затем пытались делать иллюстрации. При этом учитель делал все возможное, чтобы помочь детям увидеть в национальном общечеловеческое и индивидуальное, присущее только этому народу.
Постепенно, от класса к классу младшие школьники из числа народностей Севера научились видеть и находить выразительные средства для изображения атрибутов национальной культуры, родной природы, исконного труда, эпизодов исконного образа жизни.
Во время уроков изобразительного искусства на темы, раскрывающие ценность и значимость национальной культуры чукчей и эскимосов, мы постоянно подчеркивали причастность к ценностям национальной культуры коренных народностей представителей национальностей, приехавших на Чукотку в давние времена и ставших также коренными жителями Севера.
Работая в течение многих лет по специально организованной, психологически обоснованной программе, мы убедились в том, что на уроках рисования через игровые ситуации можно эффективно формировать национальное и интернациональное самосознание у детей начальных классов.
ЛИТЕРАТУРА
1. О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по ее осуществлению / Коммунист, 1988. № 4.» С. 56
2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Вопросы психологии. 1966, № 6 С. 62—76.
3. Выготский Л. С. Психология искусства 2-е изд. М, 1968 С 576
4. Мухина В. С. Детская психология. М, 1985 С. 272
5. Мухина В. С. Современное самосознание народностей Севера / Психолог журнал 1988. Т. 9, № 4 С 44—52.
6. Чукотские народные сказки, мифы и предания / Составитель Л. В. Беликов Магадан, 1982. С. 274.
Стр. 115
IV. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
А. Л.Венгер
МЕТОДИКИ «УНИЧТОЖЕНИЕ СТРАХА»
И «ОБОГАЩЕНИЕ РИСУНКА»
Методика «Уничтожения страха» представляет собой модификацию классического психотерапевтического приема, использованную в работе с детьми, перенесшими землетрясение в Армении в декабре 1988 г. Методика оказалась эффективна в психокоррекционной работе с детьми в возрасте от 5—6 до 13—14 лет. В настоящее время апробацию методики продолжает Л. С. Максапетян.
Назначение методики — редукция страхов, предупреждение и преодоление фобофобии (фобофобия, т. е. боязнь возникновения страха, — типичное следствие острых страхов: многие дети, пережившие землетрясение, не засыпают из боязни, что во сне придет страх).
Редукция страхов достигается благодаря действию нескольких взаимосвязанных факторов:
а) переключению внимания со своих страхов на изобразительную деятельность;
б) деятельности переживания (по терминологии Ф. Е. Василюка), осуществляемой посредством символической процедуры объективации своего страха в рисунке с последующим его уничтожением; в качестве одной из составляющих этого процесса выступает отреагирование;
в) осознание ребенком того, что он владеет техникой преодоления собственных страхов.
Последний фактор наиболее важен для преодоления и предупреждения фобофобии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.