Стр. 161
маются в виде, прежде всего, норм — целей, а не норм — рамок. Лишь в силу сходного нравственного подхода и оценки общественной действительности последующее поколение творчески активно относится к нравственному опыту своих отцов и дедов.
На основании сказанного можно сделать вывод, что исследование теоретических моделей нравственного развития личности, разработанных в психологии XX столетия, является актуальной задачей, отвечающей потребностям психолого-педагогической науки и практики в условиям бурных социальных преобразований, воздействия достижении НТП на все сферы общественной жизни в свете задач социально-экономического развития нашей страны на путях перестройки.
Проблема нравственного развития личности затрагивает области многих наук, поэтому возникает необходимость выделить психологический аспект проблемы.
Наше исследование касается анализа генезиса ориентации личности на нравственную нормативность внутри различных психологических направлений.
В советской возрастной психологии методологические основы стабильны это марксистское положение о социальном развитии, сущности личности как совокупности общественных отношений, о том, что человек формируется через посредство отношений с другими, и это одно из положений, определяющих методологию науки. Развитие личности идет через присвоение материальной и духовной культуры, выработанной человечеством. Однако такое понимание развития было бы механистическим, если бы оно не осуществлялось в диалектическом единстве с идеей о внутренней сущности человека, его активности и зависимости воздействующих условий от самоощущения, рефлексии.
Нравственная позиция современного человека с точки зрения психологического анализа представляется состоящей из трех взаимосвязанных аспектов — эмоционального, когнитивного и действенного. Мы полагаем, что как следствие современной социальной ситуации развития внутри каждого отдельного человека нравственное развитие осуществляется через доминирование одного из трех указанных уровней, в то время как другой может быть менее выражен.
В советской психологической науке установлено, что в онтогенезе ценностная ориентация на нравственную нормативность прививается ребенку через посредника-взрослого и активную позицию самого ребенка. Нравственные ценностные ориентации формируются внутри трех указанных аспектов — эмоционального, когнитивного и действенного. Психологи формулируют, что в дошкольном возрасте посредник-взрослый действует обычно на эмоционально-действенном уровне. В школьном обучении доминирует когнитивный уровень. Воздействие
Стр. 162
на ребенка осуществляется раздельно по всем трем уровням — от эмоционального к действенному, от когнитивного к действенному и т. д., т е. от одного уровня через апелляцию к другому.
В практических взаимодействиях взрослого и ребенка представлен когнитивно-эмоциональный уровень, где у ребенка есть возможность познания нравственного эталона в вербальном воздействии, наличествует и действенно-эмоциональный уровень. Разрозненно ни когнитивный, ни действенный не воспитывают нравственную личность.
Советские психологи трактуют нравственное развитие как присвоение ребенком объективных нравственных норм и формирование внутренних моральных инстанций. Присвоение норм осуществляется закономерно и индивидуально через внутренний и внешние факторы места. Механизмами интериоризации нравственных норм выступают обособление и идентификация.
Эти позиции в теоретическом плане стабильны и приняты всеми исследователями, однако подходы к трактовке нравственного развития у разных исследователей различны.
На когнитивном уровне нравственные ценностные ориентации выступают как предтеча убеждения и только соединение когнитивного и эмоционального дает возможность формирования стойкого убеждения. Нравственное представление и поведение человека формируются при соединении всех трех уровней — когнитивного, действенного и эмоционального.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.