Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 111

25. Orme-Johnson D. W. Autonomic stobility and transcendental meditation. Ibid., p. 137—142.

26. Abrams A I. Paired-associate learning and recall In: [8].

27. Miskiman D. K. The effect of the TM program on the organisa­tion of thinking and recall. In: [8], p. 385—392.

28. Schecter N.J. A psychological investigation into the source of the effect of the TM program. Dissertation Abstracts International, 1978, 36(7—B), p. 3372—3373.

29. Mac Callum M. J. The TM program and creativity. In: [8], p 410—414.

30. Miskiman D. E. Performance on a learning task by subjects who practize the TM technique. In: [8], p. 362—364.

31. Tjoa A. S Meditation, neurotism and intelligence: A follow-up. Gedrag: Tijdschrift voor Psychologie, 1975, 33(3), p. 167—182.

32. Kory R., Hufnage1 P. The effect of the science of creative intelligence course on high school students: A preliminary report. In: [8], p 400-402.                                                 

33. Murdock M H. Meditation with young children. — Journal of transpersonal psychology, 1978, 10(1), p. 29—44.

34. Scientific research of the Maharishi technology of the unified field: The TM programm. Maharishi International University, 1988

35. Gkuek B. C., Stroebe1 C. F. Meditation in the treatment of psychiatric illness In: [20], p. 143—151.

36. Onda A. Zen, hypnosis and creativity. Interpersonal Development, 1974, 5(3), p. 156—163.

37. Haynes C. T. et a1. The psychophisiology of advanced partici­pants in the TM program. In: [8].

38. Collier R. W. The effect of the TM program upon university academic achievement In: [8], p. 396—399.

39. Turnbull M. J., Norris H. Effects of Transcendental Medita­tion on self-identity indeces and personality. British jornal of psychology, 1982, 73(1), p 57—68.

М.Г. Некрасов

ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

Внимание общества к вопросам воспитания детей, лишен­ных родительской опеки, вызывает острую необходимость уг­лубленного изучения важнейших проблем их личностного раз­вития и социальной адаптации. Медленное распространение практики усыновления, создания детских домов семейного та< па, с одной стороны, требует решения задач оптимизации учеб­но-воспитательного процесса в детских учреждениях старого типа, обеспечения адекватной психологической помощи, с дру­гой — объективного, научно обоснованного освещения этой, тревожной для общества, ситуации.

Стр. 181

Особую тревогу вызывают нередкие случаи, когда в дет­ском доме, интернате оказываются дети бывших воспитанни­ков этих учреждений, обращает на себя внимание их неподготовленность к семейной жизни, неспособность к устойчивым эмоциональным связям, их неадекватность половым стереоти­пам, принятым в обществе.

Объектом исследования стали обусловливающие данные проблемы особенности половой идентификации подростков в учреждениях интернатного типа. Современный контингент этих учреждений, как правило, подростки 10—14 лет от роди­телей, лишенных родительских прав или из неполных, небла­гополучных семей Длительные (с раннего возраста) неблаго­приятные эмоциональные отношения с близкими взрослыми неизбежно приводят к депривации в психическом развитии ре­бенка, в его половой идентификации.

Введенное З. Фрейдом понятие идентификации как бессо­знательного процесса, в результате которого ребенок усваивает образцы поведения, особенности мышления, чувств и эмо­ций человека, с которым он отождествляется, в современной психологии понимается не однозначно (12, 163).  В основу данного исследования легло положение В. С. Мухиной о разли­чении механизмов идентификации на интериоризационные и экстрариоризационные, первые из которых обеспечивают са­моотождествление индивида с объектом, а вторые осуществля­ют перенос индивидом своих чувств и мотивов на другого. Во взаимодействии эти идентификационные механизмы «дают возможность индивиду развиваться, рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям» (6; 74).