25. Orme-Johnson D. W. Autonomic stobility and transcendental meditation. Ibid., p. 137—142.
26. Abrams A I. Paired-associate learning and recall In: [8].
27. Miskiman D. K. The effect of the TM program on the organisation of thinking and recall. In: [8], p. 385—392.
28. Schecter N.J. A psychological investigation into the source of the effect of the TM program. Dissertation Abstracts International, 1978, 36(7—B), p. 3372—3373.
29. Mac Callum M. J. The TM program and creativity. In: [8], p 410—414.
30. Miskiman D. E. Performance on a learning task by subjects who practize the TM technique. In: [8], p. 362—364.
31. Tjoa A. S Meditation, neurotism and intelligence: A follow-up. Gedrag: Tijdschrift voor Psychologie, 1975, 33(3), p. 167—182.
32. Kory R., Hufnage1 P. The effect of the science of creative intelligence course on high school students: A preliminary report. In: [8], p 400-402.
33. Murdock M H. Meditation with young children. — Journal of transpersonal psychology, 1978, 10(1), p. 29—44.
34. Scientific research of the Maharishi technology of the unified field: The TM programm. Maharishi International University, 1988
35. Gkuek B. C., Stroebe1 C. F. Meditation in the treatment of psychiatric illness In: [20], p. 143—151.
36. Onda A. Zen, hypnosis and creativity. Interpersonal Development, 1974, 5(3), p. 156—163.
37. Haynes C. T. et a1. The psychophisiology of advanced participants in the TM program. In: [8].
38. Collier R. W. The effect of the TM program upon university academic achievement In: [8], p. 396—399.
39. Turnbull M. J., Norris H. Effects of Transcendental Meditation on self-identity indeces and personality. British jornal of psychology, 1982, 73(1), p 57—68.
М.Г. Некрасов
ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
Внимание общества к вопросам воспитания детей, лишенных родительской опеки, вызывает острую необходимость углубленного изучения важнейших проблем их личностного развития и социальной адаптации. Медленное распространение практики усыновления, создания детских домов семейного та< па, с одной стороны, требует решения задач оптимизации учебно-воспитательного процесса в детских учреждениях старого типа, обеспечения адекватной психологической помощи, с другой — объективного, научно обоснованного освещения этой, тревожной для общества, ситуации.
Стр. 181
Особую тревогу вызывают нередкие случаи, когда в детском доме, интернате оказываются дети бывших воспитанников этих учреждений, обращает на себя внимание их неподготовленность к семейной жизни, неспособность к устойчивым эмоциональным связям, их неадекватность половым стереотипам, принятым в обществе.
Объектом исследования стали обусловливающие данные проблемы особенности половой идентификации подростков в учреждениях интернатного типа. Современный контингент этих учреждений, как правило, подростки 10—14 лет от родителей, лишенных родительских прав или из неполных, неблагополучных семей Длительные (с раннего возраста) неблагоприятные эмоциональные отношения с близкими взрослыми неизбежно приводят к депривации в психическом развитии ребенка, в его половой идентификации.
Введенное З. Фрейдом понятие идентификации как бессознательного процесса, в результате которого ребенок усваивает образцы поведения, особенности мышления, чувств и эмоций человека, с которым он отождествляется, в современной психологии понимается не однозначно (12, 163). В основу данного исследования легло положение В. С. Мухиной о различении механизмов идентификации на интериоризационные и экстрариоризационные, первые из которых обеспечивают самоотождествление индивида с объектом, а вторые осуществляют перенос индивидом своих чувств и мотивов на другого. Во взаимодействии эти идентификационные механизмы «дают возможность индивиду развиваться, рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям» (6; 74).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.