В системе тотальной организации режима дня и деятельности детей, четкой и педантичной административной работы, с обилием коллективных действий (обычно военизированного характера) хорошо прослеживается процесс обособления (Мы — Они) на всех уровнях взаимоотношений, который продолжался в том числе и на танцплощадке: в задачу вожатого входила организация коллективного танца его отряда.
В другом коллективе на третий день была объявлена республика с детско-взрослым «парламентом» и президентской властью, «конституция» определяла права и обязанности обеих возрастных групп.
Наиболее характерные различия между этими коллективами проявились в степени раскрепощенности общения между мальчиками и девочками (во втором коллективе особенно оживленные дебаты на «республиканском» съезде вызвал пункт «конституции» о свободе ночных передвижений).
Стр. 190
В первом варианте наблюдались типичные для детского дома синдромы обособления: стеснительность большинства мальчиков в ситуациях неформального общения с девочками, переходящая в импульсивные аффекты агрессии, грубости, цинизма; открытое взаимное неприятие и скрытость проявлений' интимно-дружеского общения и т. п.
Во втором коллективе взаимно доброжелательный характер отношений стал доминирующим в течение первых дней смены. Адекватная ситуация складывалась в дружине, расположенной в своеобразной экологической нише: значительная территория, лес, обилие ручьев и небольших скальных оврагов, беседок, аллей, уединенных скамеек — все это в значительной степени определило и специфику общения детей и взрослых.
Таким образом, по крайней мере характер педагогического инструментария и экология персонализированного пространства существенно может повлиять на особенности развития личности ребенка, в том чжсле и в первую очередь на формирование его половой социализации — важнейшей составной части в развитии самосознания подростка.
Выводы: 1. Депривация психического развития структуры самосознания личности подростка в учреждениях интернатного типа существенно искажает характер и механизмы его половой идентификации. Этот процесс протекает по-разному у мальчиков и девочек.
2. Половой диморфизм выражается в том, что у мальчиков выраженная агрессивность, грубость поведения сочетается не только с потребностью в реализации притязания на признание, но и во внимании, чуткости, их переживания гораздо более фемининны, чем это может показаться; у девочек, хотя и выражены желания женственного оформления своей внешности !(одежда, макияж), их идеал — маскулинность, они реалистичны в способах достижения цели.
3. Неадекватность половой идентификации у мальчиков значительней, чем у девочек. Это обусловлено тем, что:
— у девочек более широкий спектр для выбора объекта идентификации, чем у мальчиков (воспитательницы, если есть — мать, сестры, родственницы, и старшие девочки-подростки);
— у мальчиков объектом идентификации становятся чаще всего старшие подростки (лидеры примитивных групп).
4. Социально актуальное восприятие обоими полами мужского пола (как тревожного, опасного) приводит к более дезинтегрированному формированию самосознания мальчика-подростка.
5. В целом проблема дезинтегрированного сознания характерна и для мальчиков и для девочек. В общении они более склонны к обособлению, возникающие эмоциональные привязанности демонстративны, акцентированы, в то .же время по-
Стр. 191
верхностны, неустойчивы. Публичность, как постоянная атмосфера жизни, может привести к замкнутости, социальной холодности, что нередко сочетается с чуткостью и ранимостью. Все это в значительной степени затрудняет в дальнейшем адаптацию к иным социальным условиям за стенами детского дома, неизбежны субъективно-психологические трудности в создании семьи, воспитании детей.
6. Особую роль играют механизмы обособления и идентификации с представителями противоположного пола, в результате которых формируются установки на взаимопринятие, взаимопонимание, взаимодействие.
7. Проблемы в развитии половой идентификации подростков из учреждений интернатного типа можно решать педагогической организацией их жизнедеятельности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.