Нельзя забывать еще об одном виде воспитания — самовоспитании. Начиная с юношеского возраста роль этого компонента воспитания становится ведущей. В свою очередь, стремление к самосовершенствованию служит индикатором уже достигнутого человеком уровня личностного созревания. Самовоспитание основывается на самопознании и самооценке. И здесь нужны критерии, причем возможно более объективные и интегральные. Опять встает вопрос о реалистической модели, а следовательно, о психологической культуре индивида.
Еще одна специальная область модификации личности — психокоррекция, профессиональная психологическая помощь людям в преодолении жизненных трудностей. Выбор адекват-
Стр. 132
ных форм поведения в различных ситуациях, поиск конструктивных способов разрешения конфликтов, раскрытие внутренних резервов личности — все это составляющие зрелого отношения к проблемам, выдвигаемым жизнью, элементы личностного роста. В этой связи особенно следует коснуться личности психотерапевта. Каких бы взглядов на его роль в процессе терапии ни придерживаться, несомненно, что сам он должен быть весьма зрелой личностью. Профессиональные знания и умения психотерапевт как бы пропускает через собственную личность, а работа над собой образует важную составную часть его профессионального становления и совершенствования.
Понятие «зрелая личность», развиваемое в психологии, восходит к житейским и философским представлениям о природе человека, о его предназначении и добродетелях. Оно является не только описательным, но и оценочным. Зрелая личность — это носитель лучших человеческих качеств, полноценный член общества, объект уважения и образец для подражания. Данную предельно общую характеристику можно несколько конкретизировать, выделяя типы личностных эталонов. Например, американский исследователь Р. Коан [10] озаглавил свою книгу, посвященную формированию представлений об идеальном человеке, так — «Герой, художник, мудрец или святой?» Тем самым он сразу наметил четыре модели, концентрирующие в себе моральные, творческие, интеллектуальные и душевные качества. Перед нами идеальные типы, но не психологические, а социологические. Сам человек как бы отступает на задний план, а на передний выдвигаются его деяния. Признание осуществляется, как правило, последующими поколениями, а сама выдающаяся личность мифологизируется. Оценка доминирует над описанием.
Интересующие нас проблемы разрабатывались философами всех времен и народов. Особенно сильной этическая струя была в античной философии. Сама философия тогда рассматривалась прежде всего как квинтэссенция человеческой мудрости, как искусство правильно жить. Вопросы о смысле жизни и о счастье занимали и занимают самые светлые умы человечества. Высказано немало глубоких в психологическом отношении замечаний на этот счет. Например, мысль К. А. Гельвеция: «Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать» (4, с 281). В середине нашего века специальные трактаты о счастье пишут знаменитый английский философ Б. Рассел (14), видный польский философ В Татаркевич (9). Они развивают идею об объективно-субъективной природе счастья. Объективная сторона — это обстоятельства жизни человека, субъективная — это его отношение к ним. Причем субъективность выступает в двух планах: деятельном (человек — кузнец своего счастья)
Стр. 133
и созерцательном (счастлив тот, кто сам себя считает счастливым). Во многом сходно и принципиальное решение проблемы смысла жизни. С одной стороны, имеются общечеловеческие ценности, ориентация па которые придает смысл индивидуальному существованию. С другой стороны, каждый человек для себя их своеобразно переплавляет. И эта внутренняя работа продолжается па протяжении всей сознательной жизни индивида (5).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.