Во время патопсихологического обследования ребенок держится замкнуто, в контакт вступает с трудом. У него ярко выражен мотив экспертизы, подсказку принимает легко, ориентируется на мнение психолога.
При обследовании познавательных функций — объем непосредственного запоминания — норма, низкий уровень отсроченного воспроизведения. Опосредованно доступно, уровень опосредованного запоминания — норма. Уровень обобщений соответствует возрасту. Есть трудности переключения внимания, элементы инертности психических процессов. Утомляемость повышена.
При обследовании личности на первый план выступили: повышенный уровень тревоги, заниженная самооценка, неустойчивый, завышенный уровень притязаний.
При обследовании контакта с родителями выявилось следующее. Отношение к матери отличается амбивалентностью — Миша ее ценит, хочет вместе с ней делать уроки, гулять, но при этом нередко грубит, говорит гадости. На вопрос о том, зачем он это делает, отвечает: «Не знаю»; на вопрос о том, что он чувствует во время конфликта с мамой, отвечает: «И злость, и тоску. Хочется, чтобы она заплакала и сразу жалко становится». Формальные характеристики хорошего контакта с матерью — сохранены (контакт лицом к лицу, хороший контакт глаз, согласованность поз и т. п.). С отцом держится угодливо, застенчиво, неуместно хихикает. Формальных признаков контакта с отцом нет.
Во время клинической беседы Миша говорит, что у бабушки в Подольске ему было гораздо приятнее, чем дома. «Дома что-то давит». «Я часто хочу, чтобы меня вообще не трогали и со мной не разговаривали. Долго с постели не встаю, чтобы день не начинать». Мама при Мише рассказала историю о том, как Миша бил кошку (в квартире живет кошка). Когда мама спросила его, зачем он это делал, ведь кошка не может защититься, Миша сказал: «Меня же папа тоже бьет, хотя я и слабее». Миша эту историю подтвердил.
Стр. 152
На основании вышеизложенного, опираясь на такие признаки, как: а) невротические симптомы, возникшие в связи с переездом в родительскую семью; б) высказываемые претензии к родителям со стороны сына; в) амбивалентное отношение к матери; г) частые конфликты в семье; д) непослушание и грубость при общении с родителями — можно поставить психологический диагноз — синдром семейной дезадаптации (декомпенсированная форма).
II. Синдром социальной дезадаптации
Указанный синдром может наблюдаться в виде дезадаптации в школе и в детском саду.
Признаки компенсированной формы синдрома социальной дезадаптации (в детском саду) следующие:
1. Воспитатели недовольны поведением ребенка в детском саду. Жалобы могут касаться как слишком возбудимого, шумного поведения, так и слишком тихого, тормозного: «Ни с кем не играет, все больше один возится или на стульчике сидит». Нередко воспитатели указывают на отдельные поведенческие отклонения: занимается во время тихого часа онанизмом, мочится под себя во время дневного сна (во время дневного сна дома постель остается сухой).
2. Ребенок систематически ссорится с детьми в детском саду, но может хорошо ладить с детьми во дворе во время прогулки или дома при общении с братьями и сестрами. Ссоры с детьми в детском саду могут быть обусловлены или агрессивностью ребенка, или его пассивно-страдательной, оборонительной позицией («козел отпущения»).
3. Ребенок плохо ест в детском саду, при обычно хорошем аппетите дома.
4. Ребенок плохо спит в детском саду; между тем в домашних условиях нарушений сна нет.
5. С момента поступления в детский сад ребенок чаще болеет простудными заболеваниями. Такое заметное снижение иммунитета часто связано с психическим стрессом, в котором оказался ребенок.
Вышеперечисленные объективные признаки компенсированной формы синдрома социальной дезадаптации — это особенности, наблюдаемые в открытом поведении. При этом ребенок на словах может объяснять, что он любит детский сад и хочет в него ходить, т. е. нет субъективного элемента страдания в связи с объективными показателями дезадаптации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.