Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 40

3. Rutter M. Maternal deprivation, 1972—1978: New findings, new concepts, new approaches. Child Development, 50, 1979, р. 283—305.

4. Spitz R. A. Hospitalism. A follow-up report. Psychoanal. Stud. Child, 2, 1946, р. 113-117.

М. В. Меркушин

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ САМОСОЗНАНИЯ

В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

(НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

И СПЕЦЗАВЕДЕНИЙ ДЛЯ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ)

При воспитании сознательного члена общества одним из важнейших условий является формирование у индивида аде­кватного самосознания, т. е. адекватного образа собственно­го «Я», своих качеств.

Самосознание как целостная система обладает совокуп­ностью устойчивых связей, которые объединяются в структу­ру. Структура самосознания обеспечивает сохранение основ­ных свойств образа, но сама также не остается статичной, она постоянно развивается.

В. С. Мухина выдвигает следующую структуру самосозна­ния, состоящую из звеньев: 1 — притязание на признание своего «Я», своего имени, своей внутренней психической сущ­ности и внешних физических данных; 2 — притязание на со­циальное признание; 3 — притязание на признание своей сущности как представителя пола (половая идентификация); 4 — психологическое время личности (ее прошлое, настоящее, будущее); 5 — социальное пространство личности — самость личности, долг и права среди людей (7). Таким образом, бы­тие самосознания личности предстает во временном и социаль­ном ее пространстве.

В подростковом и юношеском возрасте самосознание разви­вается через рефлексию самого подростка (юноши). Он начи­нает сам анализировать свои свойства и способности, сопостав­лять себя с окружающими сверстниками, значимыми взрослы­ми, положительными и негативными типами, его волнует бу­дущее. Указанные ориентации в подростковом и юношеском возрасте приводят нас к пониманию того, что исследование

Стр. 65

структуры самосознания в подростковом и юношеском возра­сте является актуальной проблемой.

Исследованием человека в подростковом и юношеском воз­расте занимались: Г. Г. Бочкарева, Д. В. Колосов, И. Ф. Мяг­ков, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, Н. В. Дубровина и др. (1,2,4,5,11,16,17).

Мы поставили перед собой задачу исследовать особенности развития таких звеньев структуры самосознания в подростко­вом и юношеском возрасте, как половая идентификация и пси­хологическое время личности.

Развитие личности подростка и юноши тесно связано с развитием половой идентификации. Простые наблюдения по­казывают, что усвоение внешних признаков «мужской» или «женской» взрослости делает подростка взрослым в собствен­ных глазах, а также (как ему кажется) и в глазах окружаю­щих. Такая «взрослость» приобретается путем подражания. Известно, что, несмотря на негативизм подростка по отноше­нию к своим родителям, самым близким подростку мужчиной (или женщиной) являются его родители. М. Раттер пишет:

«Если поведение родителей своевольно и непоследовательно, то это будет моделью, которая дается ребенку для подража­ния... Если родителей не заботят проблемы честности, то ма­ловероятно, что ребенок будет придавать большое значение этому качеству» (12, с. 116—117).

Проблема половой идентификации стоит особенно остро в неполных семьях, где в большинстве случаев отсутствуют от­цы, у мальчиков нет адекватного образца мужского поведения. Подросток комплексует и прибегает к идентификации с дру­гими мужчинами. Еще более остро эта проблема стоит у под­ростков, лишенных родительского попечительства. Идентифи­кация будет более выражена «в тех случаях, когда ребенок воспринимает другого как могущественного и компетентного человека, связанного с ним теплыми, наполненными любовью отношениями» (12, с. 107), — но может идти и с отрицатель­ным образцом, что чаще всего происходит у подростков, ли­шенных родительского попечительства.

Для подросткового возраста характерно, что идентифика­ция в основном происходит со взрослым, а утверждение этих качеств — в среде сверстников.