3. Rutter M. Maternal deprivation, 1972—1978: New findings, new concepts, new approaches. Child Development, 50, 1979, р. 283—305.
4. Spitz R. A. Hospitalism. A follow-up report. Psychoanal. Stud. Child, 2, 1946, р. 113-117.
М. В. Меркушин
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ САМОСОЗНАНИЯ
В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
(НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
И СПЕЦЗАВЕДЕНИЙ ДЛЯ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ)
При воспитании сознательного члена общества одним из важнейших условий является формирование у индивида адекватного самосознания, т. е. адекватного образа собственного «Я», своих качеств.
Самосознание как целостная система обладает совокупностью устойчивых связей, которые объединяются в структуру. Структура самосознания обеспечивает сохранение основных свойств образа, но сама также не остается статичной, она постоянно развивается.
В. С. Мухина выдвигает следующую структуру самосознания, состоящую из звеньев: 1 — притязание на признание своего «Я», своего имени, своей внутренней психической сущности и внешних физических данных; 2 — притязание на социальное признание; 3 — притязание на признание своей сущности как представителя пола (половая идентификация); 4 — психологическое время личности (ее прошлое, настоящее, будущее); 5 — социальное пространство личности — самость личности, долг и права среди людей (7). Таким образом, бытие самосознания личности предстает во временном и социальном ее пространстве.
В подростковом и юношеском возрасте самосознание развивается через рефлексию самого подростка (юноши). Он начинает сам анализировать свои свойства и способности, сопоставлять себя с окружающими сверстниками, значимыми взрослыми, положительными и негативными типами, его волнует будущее. Указанные ориентации в подростковом и юношеском возрасте приводят нас к пониманию того, что исследование
Стр. 65
структуры самосознания в подростковом и юношеском возрасте является актуальной проблемой.
Исследованием человека в подростковом и юношеском возрасте занимались: Г. Г. Бочкарева, Д. В. Колосов, И. Ф. Мягков, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, Н. В. Дубровина и др. (1,2,4,5,11,16,17).
Мы поставили перед собой задачу исследовать особенности развития таких звеньев структуры самосознания в подростковом и юношеском возрасте, как половая идентификация и психологическое время личности.
Развитие личности подростка и юноши тесно связано с развитием половой идентификации. Простые наблюдения показывают, что усвоение внешних признаков «мужской» или «женской» взрослости делает подростка взрослым в собственных глазах, а также (как ему кажется) и в глазах окружающих. Такая «взрослость» приобретается путем подражания. Известно, что, несмотря на негативизм подростка по отношению к своим родителям, самым близким подростку мужчиной (или женщиной) являются его родители. М. Раттер пишет:
«Если поведение родителей своевольно и непоследовательно, то это будет моделью, которая дается ребенку для подражания... Если родителей не заботят проблемы честности, то маловероятно, что ребенок будет придавать большое значение этому качеству» (12, с. 116—117).
Проблема половой идентификации стоит особенно остро в неполных семьях, где в большинстве случаев отсутствуют отцы, у мальчиков нет адекватного образца мужского поведения. Подросток комплексует и прибегает к идентификации с другими мужчинами. Еще более остро эта проблема стоит у подростков, лишенных родительского попечительства. Идентификация будет более выражена «в тех случаях, когда ребенок воспринимает другого как могущественного и компетентного человека, связанного с ним теплыми, наполненными любовью отношениями» (12, с. 107), — но может идти и с отрицательным образцом, что чаще всего происходит у подростков, лишенных родительского попечительства.
Для подросткового возраста характерно, что идентификация в основном происходит со взрослым, а утверждение этих качеств — в среде сверстников.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.