Резюмируя сказанное, можно отметить, что возможности, заложенные в занятиях медитацией как в школе, так и в высших учебных заведениях, очень велики. Прежде всего, это знакомство ребенка с его собственным внутренним миром, с которым он может взаимодействовать так же, как и с внешним, что оказывается полезным в плане предотвращения стрессов и напряжений, естественно, сказывающихся на обучении. Это одна из сторон благотворного влияния на учебный процесс. С другой стороны, этот метод открывает новые возможности для более быстрого и эффективного усвоения учебной яро-
* Мандала (mandala — санскр.) — круг, магический круг. Символика, широко известная на Востоке и Западе, встречается в форме цветка, креста, колеса. Интерпретируется как идеальная полнота (включая сферу). С символикой мандалы, как считает К. Юнг, тесно связан центральный архетип «Я» — архетип порядка, полноты личности (включающий сознание и бессознательное), изображаемый кругом, квадратом, крестом и др.
Стр. 179
граммы, что является результатом обучения концентрации и удержанию внимания на занятиях медитацией. Кроме того, занятия медитацией способствуют совершенствованию профессиональной деятельности учителей, снимая стрессовые напряжения и открывая для них новые возможности общения с учениками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности. М., 1988.
2. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1978.
3. Налимов В. В Природа смысла в вероятностно-ориентированной философии // Язык. Наука Философия. Вильнюс, 1986.
4. Пятигорский Г. А Медитация БСЭ Т. 15. С. 562.
5. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы. М., 1985
6. Ever1ey G., Rosenfe1d P. The nature and treatment of tsress. L., 1976.
7. Murphy M., Donovan S. A bibliography of meditation theory and research 1931—1983 Journal of transpersonal psychology, 1983, 15(2), p. 181-219.
8. Sham R., Ko1b D. Reaction time following the Trascendental Meditation technique. In: Scientific research on the Transcendental Meditation program: Collected papers, v. 1. — N Y., 1977.
9. Orme-Johnson D. W., Kolb D., Hebert R. An experimental analysis of the effects of the TM technique on reaction time. Ibid., p. 116— 321.
10. Rimo1 A. G. P. The TM technique and its effects on memory motor performance. Ibid., p. 326—330.
11. Pirot M. The effects of the TM technique upon auditory discrimination. Ibid., p. 331—334
12. Pelletier K. R Influence of TM upon aulokinetic perception. Perceptual and Motor Skills, 1974, 39 (3), p 1031—1034.
13. Pelletier K. R. The effects of the TM program on perceptual style- Increased field independence. In: [8], p. 337—343
14. Ferguson P C, Goman J Transcendental Meditation- Some preliminary psychological findings. Journal of humanistic psychology, 1976, 16 (3), p. 51-62.
15. Shapiro J The relationship of the TM program to self actualization and negative personality perception In: [8].
16. Schilling P B The effects of the regular practice of the TM technigue on behavior and personality. Ibid
17. Fehr T A. A longitudinal study of the offect of the TM program on changes in personality. Ibid
18. Fehr T., Nerstheimer U, Torbes S. Study of personality chan. ges reulting from the TM program. Ibid.
19. Van den Berg W. P., Mu1der B Psychological research on the effects of the TM technique on a number of personality variables. Gedrag' Tijdschrift voor Psychologie, 1976, 4(4), p. 206—217.
20. Meditation: Claassic and contemporary perspectives. Shapiro D.H., Walsh R.N. (eds).N Y.. 1984.
21. Shapiro D. H, Giber D. Meditation and psychotherapeutic effects: self regulation strategy and altered states of consciousness Ibid, p. 62-70.
22. Go1eman D. J., Schwarz G. K. Meditation as an intervention in stress reactivity. Ibid., p. 77—88.
23. Linden W. Practicing of meditation by schoolchildren and their levels of field dependence-independence, test-anxiety and reading achieve ments. Ibid., 89—94.
Стр. 180
24. Vahia N. S., Doongaji D R., Jeste D. V., Kapoor S. N. Further experience with the therapy based upon concepts of patanjaly in the preatment of psychiatric disorders. Ibid., p. 137—142.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.