Как видно из таблицы, у детей, имеющих аффективность в поведении, при переходе из дошкольного детства в школу эмоциональная неустойчивость сохраняется. Поведение этих детей отличается нестабильностью. В случае неуспеха и невнимания они становятся агрессивными. Для них характерны угрюмость, раздражительность, негативизм, драчливость.
Приведем типичный пример. Дети на занятиях физкультурой разучивали маршевые упражнения. Паша Е. (7,1) отвлекся. Воспитатель сделал ему замечание: «Не поедешь со всеми в «Уголок Дурова». Паша расстроился, прекратил заниматься, раскачивался из стороны в сторону, выражение лица плаксивое. Воспитатель повторил свое замечание: «Прекрати раскачиваться. Не прекратишь — не поедешь». Паша залился слезами. Его вывели из строя. Паша заплакал еще громче. Долго не мог успокоиться. При подготовке ко сну стал шумно выяснять отношения с Димой Н. Ударил Диму.
Агрессивные реакции появляются у аффективных детей, если им не уделили внимания, если их не похвалили, а других детей похвалили (в данном случае они и не заслужили похва-
Стр. 55
лы), если за действительно плохое поведение воспитатель «отказал» им в любви. Однако, если воспитатель уделяет таким детям особое внимание, высоко оценивает их поведение, не замечает отдельные неудачи, эмоционально неустойчивое поведение детей выравнивается. У них появляется способность к самоконтролю и саморегуляции.
Приведем конкретный пример. Егор Н (6, 9) в общении с воспитателем авторитарного стиля руководства остро реагирует на замечания, нервничает, кричит, плачет, долго не может успокоиться. Попав в другие условия, к воспитателю демократического стиля, строившему общение с ребенком на доверительных началах, Егор успокаивается. Становится общительным, доброжелательным со взрослыми и сверстниками. Немотивированных агрессивных реакций по отношению к другим детям уже не наблюдается, хотя Егор предпочитает играть в одиночестве.
Дети, лишенные родительского попечительства, ревнивы. Они ревнуют сверстников не только к избранным взрослым (воспитателям, нянечкам), но и к незнакомому человеку. Сверстников, заслуживших похвалу от взрослого, они тут же начинают терроризировать. Даже в условиях игры у этих детей легко возникают аффективные реакции на успех другого. Обратимся к конкретному случаю.
Дима П. (7,4), собирая конструкцию моста по образцу, испытывает затруднения. Воспитательница, пытаясь помочь Диме, обращает его внимание на постройку Сережи. Однако Дима вместо того, чтобы посмотреть Сережин мост и исправить свои ошибки, толкает Сережу и ломает его постройку. При этом злобно приговаривает: «Гад! Плохой! И мост твой плохой!»
Стремление реализовать потребность в любви и в признании со стороны взрослых выражается у эмоционально неустойчивых детей в явлениях так называемой «социальной провокации». Дети пытаются любым способом обратить на себя внимание, начиная от «Прилипания» к взрослым и кончая вспышками злобы.
Приведем одно из протокольных наблюдений.
При виде нового человека — незнакомого взрослого — в первые минуты встречи дети с эмоционально неустойчивым поведением проявляют выжидательное состояние (поглощенно рассматривают), которое позже сменяется увеличением интереса и доверия к незнакомому взрослому. При этом некоторые из детей подходят вплотную к взрослому (трогают за руки, одежду, гладят и заглядывают в глаза). Другие стремятся показать себя: «Смотри, как я...», «Смотри, как у меня...» При этом для привлечения внимания взрослого дети могут ущипнуть его, назвать ругательным словом, передразнить или ударить.
Стр. 56
Наблюдения за поведением детей с аффективным, эмоционально неустойчивым поведением в школе показали, что этим детям было особенно трудно в первые недели пребывания в классе. Школа для первоклассников выступает новым «фактором места». Это обстоятельство требует от ребенка, тяжело привыкавшего к условиям детского дома, новых сил для переживания процесса адаптации, связанного теперь уже с началом обучения в школе
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.