Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 34

Как видно из таблицы, у детей, имеющих аффективность в поведении, при переходе из дошкольного детства в школу эмо­циональная неустойчивость сохраняется. Поведение этих детей отличается нестабильностью. В случае неуспеха и невнимания они становятся агрессивными. Для них характерны угрюмость, раздражительность, негативизм, драчливость.

Приведем типичный пример. Дети на занятиях физкульту­рой разучивали маршевые упражнения. Паша Е. (7,1) отвлек­ся. Воспитатель сделал ему замечание: «Не поедешь со всеми в «Уголок Дурова». Паша расстроился, прекратил заниматься, раскачивался из стороны в сторону, выражение лица плакси­вое. Воспитатель повторил свое замечание: «Прекрати раска­чиваться. Не прекратишь — не поедешь». Паша залился сле­зами. Его вывели из строя. Паша заплакал еще громче. Долго не мог успокоиться. При подготовке ко сну стал шумно вы­яснять отношения с Димой Н. Ударил Диму.

Агрессивные реакции появляются у аффективных детей, если им не уделили внимания, если их не похвалили, а других детей похвалили (в данном случае они и не заслужили похва-

Стр. 55

лы), если за действительно плохое поведение воспитатель «от­казал» им в любви. Однако, если воспитатель уделяет таким детям особое внимание, высоко оценивает их поведение, не за­мечает отдельные неудачи, эмоционально неустойчивое пове­дение детей выравнивается. У них появляется способность к самоконтролю и саморегуляции.

Приведем конкретный пример. Егор Н (6, 9) в общении с воспитателем авторитарного стиля руководства остро реагирует на замечания, нервничает, кричит, плачет, долго не может ус­покоиться. Попав в другие условия, к воспитателю демократического стиля, строившему общение с ребенком на довери­тельных началах, Егор успокаивается. Становится общитель­ным, доброжелательным со взрослыми и сверстниками. Немо­тивированных агрессивных реакций по отношению к другим детям уже не наблюдается, хотя Егор предпочитает играть в одиночестве.

Дети, лишенные родительского попечительства, ревнивы. Они ревнуют сверстников не только к избранным взрослым (воспитателям, нянечкам), но и к незнакомому человеку. Сверстников, заслуживших похвалу от взрослого, они тут же начинают терроризировать. Даже в условиях игры у этих детей легко возникают аффективные реакции на успех другого. Об­ратимся к конкретному случаю.

Дима П. (7,4), собирая конструкцию моста по образцу, ис­пытывает затруднения. Воспитательница, пытаясь помочь Ди­ме, обращает его внимание на постройку Сережи. Однако Ди­ма вместо того, чтобы посмотреть Сережин мост и исправить свои ошибки, толкает Сережу и ломает его постройку. При этом злобно приговаривает: «Гад! Плохой! И мост твой пло­хой!»

Стремление реализовать потребность в любви и в признании со стороны взрослых выражается у эмоционально неустой­чивых детей в явлениях так называемой «социальной прово­кации». Дети пытаются любым способом обратить на себя вни­мание, начиная от «Прилипания» к взрослым и кончая вспыш­ками злобы.

Приведем одно из протокольных наблюдений.

При виде нового человека — незнакомого взрослого — в первые минуты встречи дети с эмоционально неустойчивым поведением проявляют выжидательное состояние (поглощенно рассматривают), которое позже сменяется увеличением инте­реса и доверия к незнакомому взрослому. При этом некоторые из детей подходят вплотную к взрослому (трогают за руки, одежду, гладят и заглядывают в глаза). Другие стремятся по­казать себя: «Смотри, как я...», «Смотри, как у меня...» При этом для привлечения внимания взрослого дети могут ущип­нуть его, назвать ругательным словом, передразнить или уда­рить.

Стр. 56

Наблюдения за поведением детей с аффективным, эмоцио­нально неустойчивым поведением в школе показали, что этим детям было особенно трудно в первые недели пребывания в классе. Школа для первоклассников выступает новым «факто­ром места». Это обстоятельство требует от ребенка, тяжело привыкавшего к условиям детского дома, новых сил для пере­живания процесса адаптации, связанного теперь уже с нача­лом обучения в школе