Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 79

Широко и продуктивно использует в детской психотерапии изобразительное творчество А. И. Захаров (4—8).

В процессе групповой терапии ребенок неоднократно ри­сует себя и других детей. Затем ему предлагают нарисовать себя и других детей в нескольких концентрических кругах. В обоих случаях анализируется приемлемость членов группы и их статус. Чувство непринадлежности, невключенности в группу и низкая самооценка выражаются в том, что ребенок помещает себя на периферии рисунка. Расположение собствен­ного изображения в центре кругов рассматривается как высо­кий реальный или желаемый статус в группе.

Захаров успешно использует рисование для десенсибилиза­ции страхов. Выяснив в предварительной беседе страхи детей, он просит нарисовать каждый страх на отдельном листе бу­маги. Это непростая процедура, так как чтобы изобразить страх, нужно преодолеть барьер, сильное внутреннее напря­жение, из которого, собственно, и состоит страх, и полностью осознать его. Ребенок делает это по указанию и в присутствии психотерапевта, который выполняет «охранительные» функ­ции.

Рисование страха невозможно без предельной концентра­ции внимания, мобилизации воли и всех сил на том предмете, который обычно вызывал противоположную реакцию — уход, бегство. Теперь же ребенок должен встать лицом к лицу с тем, что его пугает и, по образному выражению Захарова, «напрячь

Стр. 129

свою здоровую фантазию, чтобы изобразить больную» (5, с. 90).

Рисование связано с катарсисом, в результате которого происходит снятие напряжения, «отреагирование» страха, и все это разворачивается в условном плане — на листе бума­ги. Если ребенок на одном и том же листе изображает пугаю­щий объект и себя самого, это верное доказательство выражен­ного десенсибилизирующего эффекта рисования. Если этого не происходит, то на следующем этапе работы психотерапевт просит ребенка изобразить на одном рисунке себя и то, что он боится, а на другом то, что он уже этого не боится.

Это задание требует большой внутренней работы от ребен­ка. Захаров считает, что моделирование на рисунке психотравмирующей ситуации является перестройкой отношений к страху под влиянием косвенного внушения врача. Нередко ре­бенок изображает себя в активной роли по отношению к пу­гающему объекту — он борется с ним, например, отрубает дракону голову.

Успешней всего поддаются лечению страхи графически изобразимых объектов. Например, страх собаки, Бабы-Яги, огня. Менее эффективна работа с «абстрактными» страхами типа страха смерти, несчастья, заболевания.

Захаров рекомендует свою методику не только врачам-пси­хотерапевтам, но и воспитателям детских садов, педагогам и родителям (5, 6).

Согласно его рекомендациям, рисование в детском саду должно проходить в два этапа. На подготовительном этапе де­тям предлагают следующие темы: «Дома», «Семья», «В дет­ском саду», «На улице, во дворе», «Что мне снится страшное, или чего я боюсь днем», «Что было со мной самое плохое или хорошее», «'Кем я хочу стать».

Второй этап представляет собой направленное устранение страхов. Воспитатель из анализа подготовительного этапа и индивидуальных бесед составляет список страхов, и затем де­ти рисуют эти страхи в течение 4—6 занятий при среднем ко­личестве страхов у старших мальчиков — 8, у девочек — 11.

Через несколько дней проводится обсуждение рисунков с каждым ребенком в отдельности. Воспитатель показывает ри­сунок и спрашивает, боится ребенок. Или нет. Если страх сохра­няется, воспитатель должен отнестись к этому с пониманием и может предложить задание с инструкцией: «А теперь пред­ставь, что ты уже не боишься...»

Воспитатели детских садов отмечают эффективность этой методики в 50% случаев страхов у девочек и в 66% случаев у мальчиков.

Подобные результаты получены Захаровым и при лечении детей с неврозами (4).

Эти же рекомендации автор адресует педагогам школ и ро­дителям.

Стр. 130

ЛИТЕРАТУРА

1. Анастази А. Психологическое тестирование М., 1982, т. 1,2.

2. Болдырева С. А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М., 1974.