Широко и продуктивно использует в детской психотерапии изобразительное творчество А. И. Захаров (4—8).
В процессе групповой терапии ребенок неоднократно рисует себя и других детей. Затем ему предлагают нарисовать себя и других детей в нескольких концентрических кругах. В обоих случаях анализируется приемлемость членов группы и их статус. Чувство непринадлежности, невключенности в группу и низкая самооценка выражаются в том, что ребенок помещает себя на периферии рисунка. Расположение собственного изображения в центре кругов рассматривается как высокий реальный или желаемый статус в группе.
Захаров успешно использует рисование для десенсибилизации страхов. Выяснив в предварительной беседе страхи детей, он просит нарисовать каждый страх на отдельном листе бумаги. Это непростая процедура, так как чтобы изобразить страх, нужно преодолеть барьер, сильное внутреннее напряжение, из которого, собственно, и состоит страх, и полностью осознать его. Ребенок делает это по указанию и в присутствии психотерапевта, который выполняет «охранительные» функции.
Рисование страха невозможно без предельной концентрации внимания, мобилизации воли и всех сил на том предмете, который обычно вызывал противоположную реакцию — уход, бегство. Теперь же ребенок должен встать лицом к лицу с тем, что его пугает и, по образному выражению Захарова, «напрячь
Стр. 129
свою здоровую фантазию, чтобы изобразить больную» (5, с. 90).
Рисование связано с катарсисом, в результате которого происходит снятие напряжения, «отреагирование» страха, и все это разворачивается в условном плане — на листе бумаги. Если ребенок на одном и том же листе изображает пугающий объект и себя самого, это верное доказательство выраженного десенсибилизирующего эффекта рисования. Если этого не происходит, то на следующем этапе работы психотерапевт просит ребенка изобразить на одном рисунке себя и то, что он боится, а на другом то, что он уже этого не боится.
Это задание требует большой внутренней работы от ребенка. Захаров считает, что моделирование на рисунке психотравмирующей ситуации является перестройкой отношений к страху под влиянием косвенного внушения врача. Нередко ребенок изображает себя в активной роли по отношению к пугающему объекту — он борется с ним, например, отрубает дракону голову.
Успешней всего поддаются лечению страхи графически изобразимых объектов. Например, страх собаки, Бабы-Яги, огня. Менее эффективна работа с «абстрактными» страхами типа страха смерти, несчастья, заболевания.
Захаров рекомендует свою методику не только врачам-психотерапевтам, но и воспитателям детских садов, педагогам и родителям (5, 6).
Согласно его рекомендациям, рисование в детском саду должно проходить в два этапа. На подготовительном этапе детям предлагают следующие темы: «Дома», «Семья», «В детском саду», «На улице, во дворе», «Что мне снится страшное, или чего я боюсь днем», «Что было со мной самое плохое или хорошее», «'Кем я хочу стать».
Второй этап представляет собой направленное устранение страхов. Воспитатель из анализа подготовительного этапа и индивидуальных бесед составляет список страхов, и затем дети рисуют эти страхи в течение 4—6 занятий при среднем количестве страхов у старших мальчиков — 8, у девочек — 11.
Через несколько дней проводится обсуждение рисунков с каждым ребенком в отдельности. Воспитатель показывает рисунок и спрашивает, боится ребенок. Или нет. Если страх сохраняется, воспитатель должен отнестись к этому с пониманием и может предложить задание с инструкцией: «А теперь представь, что ты уже не боишься...»
Воспитатели детских садов отмечают эффективность этой методики в 50% случаев страхов у девочек и в 66% случаев у мальчиков.
Подобные результаты получены Захаровым и при лечении детей с неврозами (4).
Эти же рекомендации автор адресует педагогам школ и родителям.
Стр. 130
ЛИТЕРАТУРА
1. Анастази А. Психологическое тестирование М., 1982, т. 1,2.
2. Болдырева С. А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М., 1974.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.