Стр. 61
В этом случае всегда имеют место выраженные аффективные проявления.
Таким образом, сведения, полученные от воспитателей, говорят о том, что в результате длительной работы с Егором на фоне предлагаемого доверительного общения наблюдались значительные изменения в его поведении. Так, Егор стал более общительным, мог быть приветливым и ласковым со взрослыми (обнимал, ласково терся головой о взрослого, стараясь получить ответную эмоцию). При этом аффективные вспышки у Егора не проходили, хотя и 'стали проявляться не так резко, как в первый год его пребывания в детском доме. Эти вспышки аффектов можно было наблюдать почти каждый день. Одной из отрицательных форм его поведения была вспыльчивость (быстро раздражался, громко кричал, плакал по любому поводу, грубил), она проявлялась на замечания и требования взрослых или на малейшие ситуативные затруднения.
Следует подчеркнуть, что сила проявления аффективных переживаний зависела у мальчика от характера раздражения. Так, если это было замечание, сделанное воспитателем, это вызывало дополнительную аффективную вспышку, тогда как замечание нянечек и ночного воспитателя таких бурных реакций не возбуждало.
На основании проведенного анамнеза и наблюдения можно определенно сказать о том, что Егор не чувствовал к себе достаточного внимания со стороны окружающих взрослых (воспитателей, учительницы). Причиной этого было не только частое пребывание Егора в роли наказуемого (из-за неадекватного поведения), но и весь его неаккуратный внешний вид.
Трудности наблюдались и во взаимоотношениях Егора со сверстниками. Общее отношение к Егору высказала одна из его воспитателей: «Мы его шпыняли и дети тоже шпыняли, тоже смотрели как на отраву». При наблюдении Егора в группе детей сразу же заметна его обособленность, невключенность в отношения со сверстниками. Он мало общается с детьми, большую часть времени проводит один, поглощен «исследованием» какой-нибудь железки или рисованием. Егор больше предпочитает играть с малышами, чем со сверстниками. Малыши его полюбили, он у них был за главного, часто прибегали за ним в группу, ласково приглашали: «Егорушка». Дружба с маленькими детьми для Егора оказалась полезной:
с ними он вел себя спокойно, никого не обижал, старался оказать им любую помощь. Он помогал и их воспитателю. Выполнял все указания. Со сверстниками Егор перестал играть совсем — пропадал все время у малышей.
Социометрический опрос показал, что Егора никто из группы сверстников не выбрал. Мнение их о Егоре: «драчун», «плохой мальчик». Из выбранных Егором детей все трое отно-
Стр. 62
сятся к числу наиболее популярных в группе. Мнения воспитателей также подтверждают стремление Егора к общению с популярными детьми. Однако несформированность навыков к самодисциплине, неподчинение требованию большинства привели его к тому, что он оказался в числе «непринятых». Приведем типичный пример из игровой деятельности Егора.
Егор подошел к Диме и Саше, которые играли в «Строителей», постоял с ними рядом, заглядывая в глаза. Затем попытался стать инициатором игры. Попытка не удалась, так как развить сюжета он не может. При этом Егор чрезвычайно напряжен эмоционально: суетлив, беспокоен, громко кричит:
«Вот так! Не так! Не-е. Не так!», бьет товарища (Диму), который делает по-своему. Егор отказывается подчиниться более умелому организатору игры, задирает играющих детей. Неудачи в общении по поводу игры огорчают Егора, он начинает кричать и плакать, жалуется на успешных детей воспитателю.
Таким образом, неудовлетворенность притязаний среди сверстников неизменно приводит Егора к аффективным переживаниям. Однако имеются определенные возможности к исправлению искаженного развития личности этого ребенка, через его выраженную потребность в любви и признании, через его любовь к маленьким детям.
Другой аффективный, эмоционально неустойчивый ребенок — Тимофей Л. (6,10).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.