3. Отдельные детали изображения имеют символический смысл с точки зрения ортодоксального психоанализа.
Несмотря на сложности, связанные с валидизацией рисуночных методик, Г. Т. Хоментаускас отмечает, что большая популярность и практическая ценность методики «Рисунок человека» и ее модификаций свидетельствует об адекватности предложенного подхода к интерпретации (18).
Рисуночные методики применяются и для определения общего интеллектуального уровня развития детей.
Наиболее известным среди них является тест Ф. Гудинаф «Нарисуй человека» (1, т. 1). Испытуемого просят изобразить мужчину и сделать это как можно лучше. В указанном варианте тест применялся с 1926 по 1963 г. В 1963 г. тест был переработан и опубликован под названием тест Гудинаф — Харриса «Рисование». Испытуемого просили нарисовать женщину и свой портрет. Тесты рассчитаны на детей от 5 до 15 лет.
Оценка по тестам давалась на основе того, какие части тела и детали одежды изобразил ребенок, учитывает ли он пропорции, перспективу и другие особенности. При обработке анализируется свыше 70 элементов.
В Институте дошкольного воспитания АНН СССР в 1971 г. было проведено массовое обследование детей 6 лот по методике Гудинаф. В эксперименте участвовало более 1500 детей, воспитывавшихся в детских садах и дома. Оказалось, что большинство рисунков получили высшую оценку, предусмотренную этим тестом. Исследователи считают, что изобразительная деятельность детей во многом определяется условиями воспитания и обучения ребенка. Нашими детьми на занятиях рисования хорошо были усвоены определенные графические образцы. В результате выяснилось, что в этом случае тосты Гудинаф уже «не работают» (10, с. 166).
Связь между умственным развитием ребенка и уровнем изобразительной деятельности отмечается многими советскими исследователями (10, 11, 14, 20). Однако В. С. Мухина выступает против установления прямой зависимости между качеством рисунка и уровнем интеллекта нормальных детей, оправдывая рисуночную диагностику только в сочетании с клиническими данными (10).
В. С. Мухина проводила сравнительный анализ рисунков здоровых и умственно отсталых детей. Ею были получены следующие результаты.
Умственно отсталые дети на первом этапе доизобразительной деятельности не проявляют интереса к рисованию кара-
Стр. 123
кулей. При рисовании простейших образцов, подражая взрослому в последовательности действий, умственно отсталый ребенок не может уловить смысловую нагрузку рисунка. Часто такие дети копируют отдельные линии образца, не объединяя их в целостное изображение.
Одной из самых популярных рисуночных методик как у нас в стране, так и за рубежом является «Рисунок семьи» (4, 8, 10, 12, 17, 18, 19).
Эта методика широко используется в практике семейного консультирования, школьной психодиагностики, так как позволяет увидеть семью глазами ребенка, выявить особенности взаимоотношений членов семьи, а также возможные конфликтогенные зоны переживаний.
В нашей стране работа по проверке валидности этой методики была проведена Г. Т. Хоментаускасом (19). Выполненное исследование позволило обосновать эту методикукак«процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам» (13, с 209).
Методика может применяться с детьми в возрасте от 5 до 15 лет. Ребенку дают бумагу, простой и цветные карандаши, ластик и просят нарисовать свою семью. Время работы не ограничивается. Экспериментатор фиксирует особенности поведения ребенка в процессе рисования, его реплики, паузы, последовательность рисования фигур, возможные исправления. Интерпретация включает в себя анализ структуры рисунка, толкование особенностей нарисованных фигур, анализ процесса рисования, а также сопоставление рисунка с данными, слученными при последующем его обсуждении с ребенком (13, 19).
Анализ структуры и содержания рисунка включает в себя:
— анализ соответствия состава реальной и изображаемой семьи;
— расположение членов семьи;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.