На вопрос: «Что в вашей жизни было хорошего?» — 28% испытуемых отвечают, что в жизни у них не было ничего хорошего, 22% — затрудняются ответить на этот вопрос, 30% — считают хорошим саму жизнь, в которой все было хорошо: работа, профессия, учеба, армия, 20% — считают самым хорошим семью, первую любовь, мать.
Таким образом, лишь половиной испытуемых прошлая жизнь осознается как ценность. В самосознании другой половины испытуемых прошлая жизнь не связана с положительными переживаниями. Эти данные позволяют предположить, что половина испытуемых имеет положительные ценностные ориентации: любимую работу, семью и т. п. Следовательно, можно с некоторой вероятностью предположить, что именно эти осужденные имеют установку на исправление, на возврат к жизни без преступлений. Другая половина опрошенных осужденных, вероятно, совершила преступления потому, что жизнь на свободе сама по себе не представляла для них ценности.
На вопрос: «Что вы считаете в жизни самым тяжелым, самым ужасным?» — 50% опрошенных ответили: «Самое ужасное — это то, что я попал сюда», 9% — считают самым тяжелым разрыв с женой, 9% — само совершенное преступление, 4% — болезни, 28% — считают, что в жизни у них не было ничего ужасного. Таким образом, большинство испытуемых связывают самые ужасные дни своей жизни с совершенным преступлением и последовавшим наказанием. Четверть испытуемых относится к этому спокойно, не считая случившееся чем-то ужасным. Можно предположить, что случившееся — преступление и осуждение — не оказало сколько-нибудь значимого влияния на самосознание четвертой части испытуемых. Вероятно, пребывание в зоне не изменит личностной направленности именно этих осужденных и, следовательно, остается опасность рецидивов преступлений.
Долгие беседы по самому широкому кругу вопросов, отражающих суть настоящего и прошлого бытия осужденных, убе-
Стр. 73
дили нас в одном: катализатором личностного протеста в связи с полным неверием в торжествующую справедливость и существующую презумпцию невиновности является суд. Анализ данных беседы с осужденными подтверждает несовершенство процессуального механизма. Это очень важный момент в мировоззрении зоны. На вопрос: «Ты осужден справедливо?» — 60% опрошенных ответили: «Нет», 20% — «Да», 20% — считают, что в нашей стране каждый человек без исключения может оказаться в тюрьме.
Будущее. Если согласиться с тем, что будущее — это концентрированное выражение суммы удовлетворенных и неудовлетворенных человеческих потребностей, то наш анализ категории «будущее» для осужденных представляется таким, где доминантой выступает надежда на лучшее. Так, 75% опрошенных осужденных думают о будущем с надеждой: «Каждый рассчитывает на хорошее», «Все зависит от нас самих», «Главное, чтобы люди не презирали». Многие осужденные хотят начать все сначала: устроиться работать, прописаться, учиться, жениться и т. п.
15% опрошенных не уверены в своем будущем: «Хорошего уже не будет»; «Я на воле уже не нужен, а кто не нужен там, попадает сюда»; «Я не устроюсь па работу»; «Вся жизнь пройдет здесь».
10% опрошенных о будущем не думают, никаких планов не строят, так как «сидеть еще долго».
Таким образом, три четверти осужденных потенциально готовы вернуться к нормальной жизни. Такой показатель позволяет еще раз убедиться в том, что большинство осужденных, независимо от личностного статуса в зоне, готовы изменить свою судьбу с устойчивой ориентацией на возвращение к нормальной жизни.
Среди администрации, однако, нет единодушия в том, каково будущее осужденных. Девять человек (34%) затрудняются вообще ответить на этот вопрос, четверо (14%) верят в то, что осужденные исправятся и сумеют проявить себя в работе. Четверо, наоборот, считают, что у большинства осужденных нет хорошего будущего: 30% из них возвратятся в ИТУ, большинство же окажется психологически готовыми к совершению новых преступлений. Некоторые представители администрации не могут представить себе осужденных на свободе и, размышляя об их будущем в пределах зоны, считают необходимым ужесточение по всем пунктам содержания, наказание в строгой зависимости от степени вины, жесткую изоляцию от общества.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.