Результаты экспериментов, проведенных на первом этапе исследования, показали, что дети часто по собственной инициативе пытаются рассказать о себе в прошлом и будущем. Метод индивидуальной беседы позволяет направить высказывания детей в нужное исследованию русло, стимулирует ребенка к свободному рассказу о том, каким он был в прошлом, какой он в настоящем, каким будет в будущем.
Детям предлагали нарисовать свой портрет в прошлом, настоящем и будущем. Дети на листе бумаги, разделенном на три части, изображали: «какой я сейчас», «каким я был в прошлом», «каким я буду в будущем». Данное задание попятно для детей, вызывает у них интерес. В обращении к детям мы не давали подробных инструкций, связанных с содержанием рисования. Рисунки анализировались по параметрам, которые не зависели от уровня технических навыков рисования ребенка. Нас интересовали представления себя маленьким, «сейчас» и в будущем, выраженные в графических образах.
Метод анализа продуктов деятельности дает возможность наглядно проследить в рисунках детей их представления об изменениях в своем облике во временной перспективе.
Стр. 93
Примененный метод фиксирования значимых ролей позволил выявить значимые для ребенка роли в сюжетной игре с временной направленностью.
В реальной ситуации подготовки к игре, когда идет распределение ролей, часто случается так, что ребенок выбирает не ту роль, которую ему хотелось бы. Поэтому в эксперименте предлагалась предполагаемая ситуация выбора роли: «Если бы дети собрались играть в эту игру, то какую роль ты выбрал бы для себя?» В качестве предполагаемой сюжетной игры была выбрана игра «Семья». Выбор роли ребенок делает из предложенного ряда ролей: мама, папа, дедушка, бабушка, ребенок.
Выбор ролей из сюжетной игры «Семья» обусловлен тем, что в данной игре представлен наиболее полный ряд персонажей различного возраста.
С помощью метода рефлексии настоящего в прошлое и будущее изучался индивидуальный опыт ребенка в формировании образа — «Я» в прошлом и будущем.
Ребенку предлагалось прыгать в длину на расстояние, доступное и недоступное ему. В отдельном помещении пол размечался тремя линиями. От первой линии ребенок прыгал. Вторая линия находилась на расстоянии, доступном для прыжка любому ребенку. Третья линия проводилась на таком расстоянии, на которое не может допрыгнуть даже взрослый. Сначала ребенку предлагается допрыгнуть до второй линии. После того как он справился с заданием, его спрашивали: «Когда ты был маленьким, ты смог бы допрыгнуть до этой линии?» Затем ребенку предлагалось допрыгнуть до третьей линии. Независимо от того, делал ли ребенок попытку или отказывался прыгать, мотивируя это тем, что слишком далеко ему задавался вопрос: «Когда ты станешь взрослым, ты сможешь допрыгнуть до третьей линии?» Опыты проводились индивидуально с каждым ребенком.
Объект нашего исследования — дети шестилетнего возраста, воспитывающиеся в детских садах № 18, 5, 33 и дети такого же возраста, обучающиеся в школе № 11, 10 г. Железнодорожного Московской области. Всего было обследовано 212 детей.
Анализ данных беседы показывает, что шестилетние дети, воспитывающиеся в детском саду, и дети того же возрастав обучающиеся в школе, имеют конкретные представления о своем прошлом и будущем (табл. 1).
Дети 6 лет, воспитывающиеся в детском саду, по сравнению с детьми того же возраста, обучающимися в школе, в большей мере склонны характеризовать себя во времени с позиций изменения в росте.
Описание своего внешнего вида, действий, характерных для них в прошлом, дети и в детском саду и в школе дают эмоцио-
Стр. 94
Таблица 1
Особенности представлений о себе
во времени у шестилетних детей, %
Представления о себе, связанные с временными изменениями |
Дети, воспитывающиеся в детском саду |
Дети, обучающиеся в школе |
||
Прошлое |
Будущее |
Прошлое |
Будущее |
|
Рост (величина) Внешний вид, рост, действия Деятельность, присущая возрасту «Не знаю» |
14 36 - 49 |
22,5 18,0 27,5 31,5 |
4,5 49,5 - 45,0 |
13 18 31,5 36 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.